Фрагмент для ознакомления
2
Сущность и виды стратегий предприятия
Стратегией называется комплекс действий тактического характера, ориентированных на определённое направление развития организации и способствующих достижению целей бизнеса. Она разрабатывается с учётом приоритетности решаемых задач, которые определяются путём оценки позиций и перспектив предприятия. Стратегия – это чётко спланированный алгоритм действий, направленных на повышение эффективности бизнеса. Это становится возможным благодаря тому, что в процессе принятия решений задействованы и владельцы, и сотрудники компании.
Формирование и реализация стратегии является неотъемлемой частью управления организацией.
Под стратегией понимается генеральный план действий, который определяет приоритеты стратегических задач, ресурсов и последовательность шагов для их достижения.
Конкретно для организации под стратегией подразумевается набор правил, приемов и методов, с помощью которых достигается цель, решаются конкретные проблемы и распределяются ресурсы.
Прежде чем приступить к разработке стратегии необходимо иметь ответы на следующие вопросы:
- Среди конкурентов, какие преимущества имеет организация;
- Какие товары необходимо выставить на рынок;
- С каким типом покупателя столкнётся рынок;
- Как будет происходить перераспределение ресурсов внутри организации;
- Какой технологии необходимо отдать предпочтение в сложившихся условиях;
- Какие существуют возможности для получения максимальной прибыли и осуществлении коммерческих сделок.
Таким образом, при формировании стратегии организации необходимо учитывать многочисленные факторы.
На предварительном этапе проводят анализ личного потенциала руководителей организаций, а также степень заинтересованности в разработки стратегии.
На втором этапе, формируются рабочие группы, занимающиеся стратегическими альтернативами.
На третьем этапе ранжируются сформированные стратегические альтернативы и определяются критерии их выбора. Этот этап очень важен так как происходит приобретение ресурсов.
Данные этапы необходимо выполнять специалистами различных функциональных подразделений и рассматривать их с разных точек зрения:
- экономико-финансовой и производственной эффективности;
- рынка сбыта;
- реализации возможностей коллектива;
- социальной.
На формировании стратегии организации влияют следующие факторы:
- времени;
- организационной структуры;
- корпоративной культуры и квалификации разработчиков;
- фактор процесса формирования и реализации управленческих решений;
- специфика предприятия;
- фактор наличия информационных систем, с помощью которых мониторится внешняя среда.
Рассмотрим задачи разработки стратегии предприятия:
- увеличение контроля над долей рынка;
- прогноз будущих требований потребителя;
- ориентир на выпуск качественной продукции;
- согласованные сроки поставок;
- контроль за установкой уровня цен с учетом условий конкуренции;
- поддержка репутации и имиджа организации.
На практике разрабатываются следующие виды целей: общая, долгосрочная и краткосрочная.
Стратегии предприятия группируются в четыре основные группы: роста, ограниченного роста, сокращения и комбинирования.
Главная цель стратегии роста увеличение объёмов продаж, расширение ассортимента продукции и производственной мощности организации.
Стратегии ограниченного роста придерживаются большинство организаций, так как является наименее рискованным способом получения доходности организации.
Стратегия сокращения заключается в том, что компания отдает «на растерзание» конкуренту свои наименее эффективные направления, сосредоточив все силы на сильных позициях.
Комбинированная стратегия подразумевает использование всех стратегий понемногу (стратегии роста, стратегии ограниченного роста и стратегии сокращения). Данной стратегией придерживаются в основном крупные компании, функционирующие в нескольких отраслях.
Грамотная стратегия развития предприятия – залог того, что бизнес будет расти и приносить стабильную прибыль. Лишь разработка долгосрочных, продуманных до мелочей планов поможет компании не только остаться на плаву, но и значительно опередить конкурентов.
В современном мире это особенно актуально. На рынок регулярно приходят новые игроки, появляются все новые бизнес-тренды, конкуренция растет не по дням, а по часам. И если вести бизнес как придется, без разработки определенной стратегии, то в один совсем не прекрасный момент можно лишиться буквально всего.
Виды стратегий предприятия
Под базисной стратегией понимается стратегия, которая формируется от изменения внешней и внутренней среды, представляющая собой общую концепцию поведения предприятия на определённом этапе.
Рассмотрим типы базисных стратегий.
Стратегии роста — предполагают увеличение размеров предприятия, но для этого необходимы ресурсы, к ним можно отнести: стратегию концентрированного роста; стратегию интегрированного роста; стратегию диверсифицированного роста и усиление позиций на рынке.
Стратегии стабильности - сосредоточены на уже имеющихся
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Амосов А.И. Экономическая теория: учебник. - М. : Проспект, 2018 .- 605 с.
2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учебник - Моск. гос. юр. акад .- 2-е изд., перераб. и доп.- М.:Проспект, 2017.- 535 с.
3. Ермoлович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: БГЭУ, 2011
4. Камаев В.Д. Экономическая теория : учебник. - Моск. гос. техн. ун-т им. Н. Э. Баумана .- М.: ЮРАЙТ, 2016.- 557 с.
5. Носова С. С. Экономическая теория : электрон. учеб. курс - М.: КноРус, 2018.-1 электрон. опт. диск (CD-ROM) .- (Информационные технологии в образовании).
6. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учеб. для вузов по экон. специальностям и направлениям - Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России.- 6-е изд., доп. и перераб .- Киров:АСА, 2009.