Фрагмент для ознакомления
2
Тема 1. Предмет психологии. Отрасли и методы психологии
Задание 1.1.
Какая из перечисленных особенностей не относится к характеристике
Житейской психологии Научной психологии
а) интуитивна,
б) рациональна,
в) конкретна,
г) ограничена в материалах. а) обобщённа,
б) не ограничена в материалах,
в) конкретна,
г) основной метод - эксперимент
Какое из перечисленных понятий не относится к
Психическим свойствам Психическим состояниям
а) темперамент,
б) способности,
в) направленность,
г) активность а) настроение,
б) внимание,
в) аффекты,
г) эмоциональные процессы
Кем была открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория в г. Лейпциге?
а) Выготский Л.С
б) Вундт В.
в) Бехтерев В.И.
Охарактеризуйте основные направления психологии
Фрейдизм и неофрейдизм – преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.
Бихевиоризм – поведение как основной объект исследования и отказ от исследования механизмов действия психики.
Гештальт – объясняет феномен психической жизни, исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме элементов восприятия.
Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного, стремящегося к самореализации.
Отличительная черта отечественной психологии — использование категории:
а) интроспекции
б) деятельности
в) подкрепления
г) бессознательного
Задание 1.2.
Составьте таблицу «Методы исследования в психологии».
Метод Требования Достоинства Недостатки
Сравнительный метод
(сопоставление экспериментальной и контрольной групп, повторные обследования одной группы) Наличие контрольной группы испытуемых для проверки данных,
Длительное время исследования Может быть использован в глобальных исследованиях Для достоверности необходима длительная работа с большими выборками
Эмпирические методы
(эксперимент, наблюдение) Реализация на практике Удобны для первичного сбора информации Носят практический характер, не позволяют работать с данными, которые требуют сложный условий эксперимента
Методы обработки данных
(статистический анализ) Требуют наличия уже собранного материала для анализа Позволяют установить скрытые от прямого восприятия закономерности Требуют методической подготовленности, большого объема сырых данных
Интерпретационные методы
(классификации, психологические профили) Требуют наличия уже собранного материала для анализа Предполагают различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами Требуют методической подготовленности, большого объема сырых данных
Какие тезисы относятся к положениям:
Бихевиоризма Гуманистической психологии
б) Личность – это сумма обусловленных реакций,
в) Основу психической жизни человека составляют неосознаваемые влечения и потребности,
г) Основными методами обучения являются поощрение и наказание
а) …человек, его права, свобода, индивидуальность – вот высшие ценности, д) Более важно как человек воспринимает свой внутренний мир, а не окружающую реальность
Тема 2. Чувственные формы освоения действительности
Задание 2.1.
Дайте определение ощущения как чувственной формы освоения действительности
Ощущение, чувственный опыт — психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей, поступающих в виде сигналов посредством сенсорной системы, при участии нервной системы в целом.
Раскройте основные характеристики ощущений
1. Модальность — это качественная характеристика ощущений. Это основная особенность каждого конкретного ощущения, которая может отличить его от другого ощущения. Например, для слуховых ощущений — это высота тона, тембр, громкость.
2. Интенсивность — это количественная характеристика ощущений. Определяется тем, с какой силой раздражитель действует на объект.
3. Локализация — это пространственная характеристика ощущений. Свойство, которое указывает на локализацию раздражителя в пространстве.
4. Длительность — это временная характеристика ощущений. Указывает на время, в течение которого действовал раздражитель.
Составьте схему классификации ощущений.
В зависимости от источника раздражений, действующих на рецепторы, ощущения подразделяются на три группы. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из различных специфических ощущений.
Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения.
Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущения боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.
Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц, состоянии суставов и связок и т. п.
Расскажите о порогах ощущений и охарактеризуйте их виды
Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения.
Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения. Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.
Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.
Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.
Расскажите об основных закономерностях ощущений (сенсорная адаптация, сенсибилизация, синестезия, взаимодействие ощущений)
Сенсорная адаптация - изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных раздражителей чувствительность уменьшается, а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.
Существуют временные характеристики процесса адаптации и они неодинаковы для разных органов чувств.
Чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Под влиянием света разлагается (выцветает) зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности.
Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 секунд.
Так же быстро происходит изменение чувствительности у осязания (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).
Тепловая адаптация - (привыкание к изменению температуры окружающей среды). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре, и к болевым раздражителям, почти не встречается.
Сенсибилизация – это усиление чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Повышение сенситивности может происходить в процессе ожидания значимого сигнала, приобретения опыта или в результате упражнений. Оно может быть обусловлено специфическими требованиями деятельности или возникать вследствие компенсации сенсорных дефектов. Примером сенсибилизации в первом случае может служить высокая восприимчивость глаза художника к пропорциональности форм и согласованности цветов и оттенков. Во втором – это обострение слуха и дистанционной чувствительности к препятствиям у незрячих людей.
Синестезией называют способ восприятия, при котором сигналы одной сенсорной или когнитивной системы отзываются в другой системе. На практике это означает, что человек по-особенному воспринимает символы, имена и названия, собственные состояния (например, эмоции или боль), различные категории. Их дополняют другие ощущения и представления: запах, вкус, цвет, форма, объём, ощущение расположения в пространстве. Дополнительные ощущения не результат чувственного опыта — они приходят ассоциативно: например, синестет может воспринимать число два как фиолетовое или считать, что вторник размещается в его сознании справа.
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителей и уровня адаптации рецепторов, но и от раздражителей, воздействующих в данный момент на другие органы чувств.
Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Взаимодействие ощущений проявляется в повышении и понижении чувствительности: слабые раздражители повышают чувствительность анализаторов, а сильные – понижают.
Задача.
В какой из ситуаций имеет место ощущение:
а) Стрелка прибора упорно держалась на красной отметке, и кочегару стало ясно, что котлы вот-вот взорвутся.
б) Войдя в воду, девушка почувствовала, что она холоднее, чем воздух.
в) На полу валялся длинный кусок провода, отливающий медью.
г) С трудом разобрав первое слово песни, она, тем не менее, узнала звучащую мелодию.
д) В комнате было совершенно темно, но едва уловимый аромат роз говорил о том, что она обитаема.
Задание 2.2
Дайте определение восприятия как чувственной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами
Восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.
Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия - это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.
Заполните таблицу «Свойства восприятия».
Свойство восприятия Определение, пример проявления свойства
Предметность это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни (еда имеет вкус, запах, температуру, воспринимается как комплекс ощущений, но описывают они один объект)
Целостность в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
Структурность восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.
Константность относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Показать больше