Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые основы службы в органах внутренних дел РФ…………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие и принципы службы в органах внутренних дел РФ ………5
1.2. Правоотношения на службе в органах внутренних дел РФ………..9
Глава 2. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел РФ……..15
2.1. Права и обязанности сотрудника органов внутренних дел РФ ….15
2.2. Проблемы совершенствования правовой регламентации службы в органах внутренних дел ……………………………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………...……32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Служба в органах внутренних дел является составной частью системы государственной службы РФ. Решение стоящих перед органами внутренних дел задач зависит от совершенства правовой регламентации их организации и деятельности, а также правоприменительной практики. Данный вопрос является актуальным, так как органы внутренних дел осуществляют особые функции для обеспечения общественной безопасности и правопорядка в нашей стране. От органов внутренних дел зависит борьба с преступностью в нашей стране, поэтому она регулируется специальными законами. Эффективная борьба с преступностью напрямую зависит от работы высококвалифицированных специалистов в ОВД РФ. Следовательно, вопросы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, правового статуса сотрудников внутренних дел должны быть тщательно проработаны.
Ученые, эксперты, средства массовой информации свидетельствуют о наличии ряда проблем, связанных с правовым регулированием и правоприменительной практикой службы в органах внутренних дел. Этот факт свидетельствует об актуальности темы контрольной работы.
Объектом контрольной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе прохождения службы в органах внутренних дел РФ.
Предмет контрольной работы составляют законодательство, регулирующее организацию и прохождение службы в органах внутренних дел.
Целью контрольной работы являются: анализ правовой основы службы в органах внутренних дел как разновидности государственной службы.
Реализация данной цели исследования непосредственно связана с решением следующих задач:
рассмотреть понятие и принципы службы в органах внутренних дел РФ;
изучить правоотношения на службе в органах внутренних дел РФ;
рассмотреть права и обязанности сотрудников органов внутренних дел;
выявить проблемы совершенствования правовой регламентации службы в органах внутренних дел.
Теоретическую основу исследования составляют научные разработки российских учёных, занимающихся вопросами службы в органах внутренних дел РФ. К их числу можно отнести исследования: Аврутина Ю., Адамович А.С., Барциц И.Н., Гришковец А.А., Киреевой Е.Ю., Нижник Н.С., Нудненко Л.А., Хаманевой Н.Ю., Салищевой Н.С.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания. В их числе: историко-правовой, сравнительно-правовой анализ законодательного регулирования института органов внутренних дел РФ, метод системного анализа и теоретико-правового прогнозирования.
Структура контрольной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Организационно-правовые основы службы в органах внутренних дел РФ
1.1. Понятие и принципы службы в органах внутренних дел РФ
Конституция РФ содержит ряд норм касающихся государственной службы. Прежде всего, в качестве важного политического права Конституция РФ в ч.4 ст.32 закрепила право гражданина РФ на равный доступ к государственной службе РФ. Это право реализуется через конкурсный порядок замещения должностей на государственной службе. Согласно п. «т» статьи 71 Конституции РФ федеральная государственная служба относится к исключительному ведению РФ .
Согласно ст. 2 Федерального закона о государственной службе система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу; военную службу; государственную службу иных видов .
К государственной службе иных видов относится правоохранительная служба, реализуемая органами внутренних дел. Служба в органах внутренних дел, будучи разновидностью государственной службы обладает признаками характерными для государственной службы .
Взаимосвязь службы в органах внутренних дел и государственной службы обеспечивается также: установлением ограничений и обязательств при прохождении службы в органах внутренних дел и государственной службы иных видов; учетом стажа службы в органах внутренних дел при исчислении стажа государственной службы иных видов и муниципальной службы .
Служба в органах внутренних дел – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены действующим законодательством.
В юридической литературе органы внутренних дел традиционно относят к исполнительной ветви власти. Деятельность правоохранительных органов предполагает реализацию запретительных норм права, снабженных санкцией, с помощью запретительного или охранительного метода правового регулирования .
Исходными, коренными началами, определяющими суть службы в органах внутренних дел, являются принципы службы. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ , регулируя эти принципы, прежде всего, отмечает, что служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» .
Эти требования характерны и для службы в органах внутренних дел, которые входят в систему государственной службы. Федеральный законодатель в ч. 2 статьи 4.2 перечисляет три принципа службы в органах внутренних дел .
Принцип единоначалия и субординации на службу в органах внутренних дел предполагает единоличное принятие начальником решений, отдаче соответствующих приказов по их выполнению. Сотрудник органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей подчиняется только прямым начальникам, которым он подчинен по службе. Этот принцип обусловлен природой органов внутренних дел, в которых начальники несут полную ответственность за все стороны деятельности вверенных им подразделений и служб.
Принцип профессионализма предполагает подбор сотрудников исключительно по профессиональным и деловым качествам.
Принцип взаимосвязи ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.
Органы внутренних дел Российской Федерации выполняют две группы задач.
1. Задачи, связанные с общими направлениями деятельности МВД России, к которым можно отнести: обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка, общественной безопасности; профессиональная подготовка кадров ОВД; обеспечение государственной охраны (защиты) сотрудников и др.
2. Функциональные задачи деятельности конкретных подразделений МВД РФ, к которым относятся: меры по повышению ответственности сотрудников ОВД; создание системы отбора кадров; оценка деятельности сотрудников органов внутренних дел и пр.
Государственная служба в органах внутренних дел выполняет несколько функций.
1. Регулятивная функция – правовое воздействие, устанавливающее правила поведения, предоставляющее права и обязанности субъектам права.
2. Охранительная функция – это правовое воздействие обеспечивающее охрану экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность.
3. Обеспечительная функция нацелена на выполнение функций и задач государства.
4. Коммуникативная функция обеспечивает информирование общества о работе государственного аппарата, государственных органов и направлена на использование общественного мнения о результатах функционирования государственной службы и направлениях ее реформирования.
По мнению С.А. Денисова в процессе осуществления правоохранительной деятельности органы полиции неизбежно отчуждаются от населения, а значит, приобретают некоторые черты бюрократической организации . 24 декабря 2009 г. был издан Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О системе государственной службы Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 02.06.2003, N 22, ст. 2063.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О государственной гражданской службе Российской Федерации // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О противодействии коррупции» // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228
5. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О полиции» // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
6. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020 // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7020
7. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 №212-ФЗ//СЗ РФ. 2014. №30 (Часть 1). Ст.4213
8. Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов // "Собрание законодательства РФ", 08.12.2014, N 49 (часть VI), ст. 6928.
9. Федеральный закон от 03.04.2017 N 64-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции// "Собрание законодательства РФ", 10.04.2017, N 15 (Часть I), ст. 2139
10. Федеральный закон от 10.06. 2008 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // СЗ РФ. 2008. №24. Ст.2789
11. Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 24.12.2009 N 1468 (ред. от 01.03.2011) // СЗ РФ. 2009. №52 (ч.1). Ст.6536
Научная и учебная литература
12. Гайдов В.Б. Правоохранительная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие/ Гайдов В.Б.. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – С. 26 - 28
13. Государственная служба в органах внутренних дел: учебное пособие / сост.: В. В. Борцов, К. С. Миклошевич. - Иркутск : ВСИ МВД России, 2013. - 188 с.
14. Елфимова Е.В. Государственная служба в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие/ Е.В. Елфимова, А.В. Коркин, А.В. Лавринович. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2016. – С. 115 - 116
15. Курбатова О.В. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие/ О.В. Курбатова, А.В. Ольшевская, Г.Х. Хадисов. – М.: ДГСК МВД России, 2013.- С. 23 – 26
16. Аврутин Е. Ю. Моделирование государственной политики в сфере организационно-правового строительства системы МВД России // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции). СПб. 2017. Т. 1. с. 295.
17. Денисов С.А. Органы полиции как разновидность бюрократической организации// Российская полиция: три века служения Отечеству. Материалы международной научной конференции. Под ред. Н.С. Нижник. СПб. 2018. С. 209-212
18. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год. М., 2016. С.65-70
19. Долгова А.И. Преступность сотрудников правоохранительных органов // Преступность, статистика, закон. М.: Криминологическая ассоциация, 1997. С.49
20. Кузьмин А. В., Лигарова В. А. Органы и лица, осуществляющие полицейскую деятельность: правовой статус // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (навстречу 300-летию российской полиции). СПб. 2017. Т. 2. с. 4
21. Лепеха К.В. Увольнение должностных лиц из органов внутренних дел по основаниям совершения проступка, порочащего честь сотрудника //Законность. 2017. №8. С.29
22. Организация кадровой работы в органах внутренних дел: Курс лекций / Н. П. Маюров, В. С. Бялт и др. М., ДГСК МВД России. 2012. С. 67
23. Петровская А.В. Методологическое значение идеи правового закона в деятельности органов внутренних дел// Российская полиция: три века служения Отечеству. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Н.С. Нижник. СПб., 2018. С. 57-60
24. Трунцевский Ю.В., Новоселов С.А. Уровень доверия граждан к полиции как показатель итогов проведения реформы в органах внутренних дел Российской Федерации//Российский следователь. 2018. №2. С.62-67
25. Трусов Н.А. Развитие института декларирования доходов: новеллы ведомственного регулирования их критическая оценка//.// Российская полиция: три века служения Отечеству. Материалы Международной научно-практической конференции. Под ред. Н.С. Нижник. СПб., 2018. С. 1107-1111
26. Честнов И.Л. Правоохранительные органы как нетипичная ветвь государственной власти// Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития. Материалы Международной научно-практической конференции. Том 1. СПб., 2016. С.7-8
Авторефераты и диссертации
27. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: дис. … д-ра юрид. наук. СПб.: СПб акад. МВД России, 1998.
Судебная практика
28. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2013 года № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 13 части 1 статьи 83 абзаца третьего части 2 статьи 331 и статьи 351.1 ТК РФ в связи с жалобами граждан В. К. Барабаш, А. Н. Бекасова и других и запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2014. № 30. Ч. 2. Ст. 4189
29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 3-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 43 Федерального закона "О полиции" в связи с жалобами граждан В. А. Семенова и Н. В. Шмакова» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 11. Ст. 1620
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.04. 2017 №12-П «По делу о проверке конституционности пункта «м» части 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и п.7 ч.3 ст.82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки О.И. Гуровой»»// СЗ РФ. 2017. №18. Ст.2828
Интернет-рессурсы
31. Приказ МВД России «О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 30.11.2012 № 1065 (ред. от 30.09.2016) // Доступ СПС «Консультант Плюс»
32. Барсуков С.И., Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (постатейный). - "Деловой двор", 2012 г. // СПС Гарант. URL:https://base.garant.ru/55071073/