Фрагмент для ознакомления
2
4. В чем состоит практический смысл «Я-концепции» При управлении организацией?
Я-концепция, согласно энциклопедической литературе – это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я» (то, каким индивид намерен стать). Понятие «Я»-концепция возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов-гуманистов: КА.Маслоу и К.Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я»-концепция связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации.
Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности (комплекс неполноценности) и внутриличностные конфликты. «Я»-концепция обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я»-концепции является «самосознание» личности
Как будет осуществляться руководство, во многом зависит от Я- концепции руководителя. Именно Я- концепция во многом определяет стиль и методы руководства организацией, оценку деятельности подчинённых, а также ожидания руководителя.
Выполняя свои обязанности, современный руководитель выступает в нескольких ролях.
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом людей.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
В-пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.
В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих, т.е. человек обладающий «железным психологическим здоровьем»
5. Приведите примеры конфликтных ситуаций, возникших в результате действия психологических механизмов защиты?
Фантазия. Человек уходит от проблем, усугубляя ситуация.
Реактивное образование. Человек подчеркивает в поведении противоположную установку.
Идентификация. Человек моделирует поведение другого лица как путь к повышению самоценности или совладанию с чувствами в связи с возможным разделением или утратой.
Замещение. Индивид снимает напряжение, обращая агрессию на более слабый объект или на самого себя. Замещение имеет активные и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования.
6. В чем выражается взаимосвязь понятий потребности-мотивы-интересы и как это влияет на возникновение конфликтов в организации?
Человек в ходе жизни вырабатывает представления, которые, проецируясь на потребности, иерархизируют их и формируют ценности.
Потребности и ценности в свою очередь создают иерархию интересов на каждый момент времени. Изменение ситуации (изменение ресурсного дефицита) приводит к изменениям конкретных иерархий.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 1988.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998.
3. Войкунский А.Я. Я говорю, мы говорим: очерки о человеческом общении. —· М. : Прогресс, 1990.
4. Гришина H.B. Я идругие. Общение в трудовом коллективе.—Л.,1990.
5. Жариков E.G. Методика самооценки хозяйственного руководителя. — М. : АНХ при СМ СССР, 1983.
6. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. — М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.
7. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. — М.: Новая школа, 1994.
8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное лособие. — М,: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999.
9. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. Т- 1,2 — M.: Внешторгиздат, 1993.
10. Обозов H.H. Психология межличносптых отношений. Киев: Лыбидь, 1990.
11. Самоукин А.И., Самоукина Н.В., Шишов А.П. Психология бизнеса. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997.
12. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. —Петрозаводск: «Периодика», 1997.
13. Управление персоналом организации. Практикум: Учебное пособие / Под. ред. А.Я.Кибанова — М.: ИНФРА-М, 1999.