Фрагмент для ознакомления
2
Тема проекта: «Логопедический треугольник: логопед – ребёнок – родители. Создание коробки «Доктор звуков».
1. Аннотация проекта
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является логопедическая работа, непосредственными участниками которой есть не только дети с осложненным вариантом общего недоразвития речи (дизартрии), но и их родители, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растёт. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях не только логопункта, а и в процессе пребывания детей в индивидуальных семейных условиях.
2. Описание проекта
Вид проекта: долгосрочный.
Тип: коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.
Участники проекта: дети с осложненным вариантом общего недоразвития речи (дизартрии), посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности с использованием игровых технологий. Пропаганда логопедических знаний.
Задачи проекта:
- формирование практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной);
- систематическое знакомство педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду, в условиях логопункта;
- использование современных технологии в логопедической работе;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
- побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми, в индивидуальных условиях;
- вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
- использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них;
- развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением.
Этапы реализации проекта:
- предварительный – изучение методической литературы. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка планов организации проекта «Логопедический квадрат».
- организационный – консультирование педагогов, родителей, разработка планов, дидактического наполнения проекта.
- основной – проведение коррекционных занятий и мероприятий.
Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).
- итоговый – анализ результатов проекта.
Предполагаемый результат: у детей повысится интерес к логопедическим занятиям не только в саду, но и в домашних условиях, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
Этиология, симптоматика дизартрии, механизмы ее развития, формы, патогенез, клинические проявления, диагностика, структура дефекта, психолого-педагогическая характеристика методов коррекции речи детей с дизартрией достаточно полно рассматриваются в исследованиях Р.Бабенковой, О.Винарской, М.Эйдиновой, М. Ипполитова, Н. Жуковой, О.Мастюковой, И.Мамайчук, М.Поваляевой, Т.Филичевой, Г.Чиркиной и др.
В исследованиях последних лет неуклонно прослеживается тенденция рост количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, обусловлено биологическими, экологическими, социально-психологического и другими факторами, а также их сочетанием.
Дизартрия является одним из самых распространенных расстройств речи, ее значение как проблемы на данный момент резко возрастает, поскольку недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более привычным явлением [5, с.7]. В условиях кризиса экономики и институтов социальной защиты в наше время все большее значение для будущего ребенка приобретает уровень педагогической культуры родителей, повышение которого обеспечивает разработанная нами программа логопедического сопровождения семей.
Дизартрия рассматривается как нарушение произносительной стороны речи, которое возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы. Нарушение иннервации мышечного артикуляционного аппарата, связанные с поражением как периферической, так и центральной нервной системы является причиной недостатков звукопроизношения, нарушения голосообразования, изменения темпа речи, ритма, интонации, мимики, дикции, что приводит к тяжелому расстройству всей речевой деятельности.
Библиографический список
1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2008.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика-Синтез, Москва. – 2010.
3. Сопровождение проекта
Частота нарушений речи при моторной патологии ЦНС значительная, поскольку они обусловлены и повреждением двигательных механизмов речи, и расстройством смежных психических функций и спецификой взаимодействия больного ребенка с окружающими. Исходя из важности функций речи в жизни человека, несформированность речи создаёт для ребенка непреодолимым препятствием для полноценного существования в социуме, лишает надежды на достойную жизнь. В последние годы статистические данные свидетельствуют постоянный рост количества детей с двигательной патологией.
В структуре речевого дефекта ведущим звеном является речевых (дизартрических) расстройств, имеют разную степень выраженности. У многих детей они сочетаются с задержкой доречевого и речевого развития, в дальнейшем проявляется в виде различных форм дизартрии.
Предполагаемое прогнозирования дизартрии можно наблюдать с самого рождения ребенка. Асимметрия положения тела, фиксированные позы головы, конечностей; чрезмерное изгиб и изгиб ребенка; наличие насильственных движений, судом; несоответствие развития ребенка параметрам нормального моторного и психоречевого развития; нарушение его жизненного ритма; повышенная нервозность ребенка
Показать больше