Фрагмент для ознакомления
2
Теоретические задания
1. Этапы развития духовной жизни советского – российского общества второй половины XX начало XXI вв., черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России
На рубеже 80-90х годов XX века в Советском Союзе появилась новая идеология, которая повлекла за собой много преобразований в политической, экономической и духовной сфере. Именно в это время происходят кардинальные конфигурации в советском обществе. В народе данное новое мышление получила название «Перестройка».
Реформы, которые стали появляться в это время, были разработаны по поручению Ю. В. Андропова, а в 1985 году инициированы М. С. Горбачёвым. Сам же перелом системы общественного сознания произошел в январе 1987 года, когда на пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена в качестве новой государственной идеологии [5, с.98].
Принципиально новым было то, что, по сути, в первый раз в российской истории главное внимание было сосредоточено не на конфигурациях в экономике, а на преобразованиях политической системы, которые, в окончательном результате, обязаны были дать мощнейший импульс социально-экономическому и духовному развитию общества.
Именно на конец 80-х годов прошлого века достоянием широкой общественности становятся многочисленные произведения разных сфер культуры и их авторы, которые преследовались при Сталине, Хрущеве и Брежневе. Происходит раскрепощение обстановки в обществе, избавление от идеологических догм, а также критическое переосмысление прошлого и будущего.
2
После пленума было сформировано новое понятие гласности. Ее начинают рассматривать как период, когда возникла свобода слова, открытая оценка сталинизма, большая общительность деятельности в руководстве, когда публиковались раньше закрытые архивы, стихи, кинофильмы, мемуары. Гласность революционизировала и политизировала советского человека, дав ему возможность общественного анализа на вновь доступную информацию
«Железный занавес» стал открыт. Духовный плюрализм и популярные демократические свободы выходят из долгого искусственного забвения. Начала равномерно возвращаться богатейшая культура XX века, а именно литература серебряного века, произведения самых различных художников, чье творчество было раньше под запретом по идеологическим и политическим. На современников хлынул практически поток самых новых произведений фактов, документов, свидетельств различных культурных периодов отечественной истории.
Также в данное время происходит реабилитация жертв репрессий. Из США обратно в СССР возвращается А. И. Солженицын с выходом в печать его раньше запрещенного романа «Архипелаг ГУЛАГ». С конца 1986 — начала 1987 г. стали издаваться литературные произведения, которые были не допущены в печать в период брежневской ресталинизации («Дети Арбата» А. Н. Рыбакова о судьбе репрессированного юноши) [2, с.69].
Массовыми тиражами стали издаваться произведения, которые длительное время находились под запретом работы советских литераторов 20-30-х годов: «Реквием» А. Ахматовой, «Мы» Е. Замятина, «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова. Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов, которые раскрыли истоки и значение русского коммунизма, трудности самобытности российской истории. Среди них — Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, В. В. Розинов, П. А. Сорокин, Г. П. Федотов. Были опубликованы работы эмигрантов «третьей волны «( И. А. Бродского, В. П. Некрасова, В. П. Аксенова), за которые они были лишены советского гражданства.
2. От двухполисной системы международных отношений к новой многополюсной политической модели мироустройства (конец XX начало XXI вв.)
Культура, которая складывалась веками и национальные традиции находятся сегодня под угрозой. В современном мире все пытаются сделать единым, уничтожая разнообразие и индивидуальность. Человечество стремится убрать все его многообразие и подвести все под один трафарет, весь этот процесс называют его «глобализаций».
Глобализация, с научной точки зрения - это процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализацией затрагиваются различные сферы жизни.
Глобализация – это современная мировая система, которая определяет путь развития всей планеты. Поэтому данная тема очень актуальна в наше время [4, с.113].
Противоречивость глобализации как социального культурного процесса ясно видна. Ее положительным началом является посредством объединение народов и государств в общую планетарную инфраструктуру, которая открывает новые ареалы общения, другие новые возможности развития, позволяет обмениваться научными идеями и технологиями, становятся доступными многие информационные ресурсы.
Отрицательная сторона глобализации в том, что она стремиться сделать все формы жизни людей и проблемы современной цивилизации (экологические, энергетические, демографические,
3
коммуникативные и др.), в ущерб духовным ценностям человека. Глобализация создает новые трудности, которые вызывают напряжение и шире становятся разного рода риски.
В сущности глобализации, можно выделить ее основные признаки: всеобщность изменений, разрушение организационных основ социальной структуры, ослабление национальногосударственного фактора, переход к новому типу рациональности, трансформации в «мультикультурализм», полностью изменяется система ценностей.
Практические задания
Наша Русь — Россия — СССР — Российская Федерация не раз демонстрировала свое могущество Бухаресту и Берлину, Парижу и Варшаве: бывали наши воины в городах этих, пели песни победные русские. Но каждый раз и во все годы нам приходилось оставлять эти города, уходить из них даже победителями без конкретной пользы российскому народу.
Почему освобожденные от фашистской чумы. Прага и Варшава, Бухарест и Будапешт избавились от влияния и присутствия своего спасителя?
Почему многие и многие ростки российской цивилизации не привились в Византии и Финляндии, Вьетнаме и Анголе, Румынии и Афганистане ни в великокняжеские, ни в царские, ни в советские времена?
Ведь, казалось бы, мощная держава оказывает многим из них бескорыстную помощь, они же рано или поздно отворачиваются от нее — и при царях, и при вождях.
Совершенно определенно мы вполне можем ответить следующим образом - такое положение, в котором выражена неблагодарность народов, за жизнь которых россияне нередко клали свои головы — в истории русского народа, конечно же, есть.
Достаточно вспомнить, сколько памятников русским воинам-освободителям снесено в восточноевропейских странах на рубеже 80-90-х гг. XX века. Да, в наши дни и сносятся. Тем не менее, главная причина заключается в другом.
Во-первых, «дружбе навек» постоянно препятствовала российская(советская) идеология.
Во-вторых, наша идеология, в большинстве случаев насаждалась насильственным методом. А почти все страны и земли, если хотя бы незначительно вкусившие достоинства демократии, свободной жизни, несомненно, не хотели ограничивать свои права и свободу.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Артемов, В. В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М.: Academia, 2015. - 360 c.
2. История России XX -начала XXI века / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин, С.В. Воронкова; под реед. Л.В. Милова.— М.: Эксмо, 2006. — 960 с.
4
3. Львов, Д.С. Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности . – М.: Наука, 2012. С. 507.
4. Монбриаль, Т. де. Мир стал многополярным, разнородным и глобальным... / Т. де Монбриаль // Международные процессы. – 2009. – Т. 7. № 3 (21). – С. 39-41.
5. Сёмин, В. П. История России. Конспект лекций. Учебное пособие / В.П. Сёмин. - М.: КноРус, 2015. - 208 c.