Фрагмент для ознакомления
2
с низким суицидальным риском использует в несколько раз больше стратегий выживания, влияющих на степень суицидального риска. Итак, в группе с высоким риском стратегия «Конфронтация» имеет значительные связи с суицидальным риском. В группе с низким риском особо выделяется стратегия «Планирование решения проблем», которая нивелирует суицидальные показатели «Демонстративность» и «Социальный пессимизм». То есть в том случае, когда подросток стремится преодолеть проблемы посредством целенаправленного анализа ситуации и всех возможных способов поведения, снижая негативную, враждебную оценку мира, то с большей вероятностью он оценит себя как состоятельного и компетентного, и у него не возникнет желания шантажировать других, привлекать их к себе внимание и ожидать сочувствия и понимания.
Таким образом, отношение родителей к подросткам отражаются на их эмоциональном состоянии, переживании таких негативно окрашенных эмоций как тревога, чувство депрессии и чувство безнадежности. Такие факторы, как безразличие и пренебрежение по отношению к детям, способствуют формированию определенного типа мышления, который ведет к формированию у подростка негативного взгляда на себя и окружающих, имеет психотравмирующий характер, провоцирует депрессивные мысли, Возникающее дезадаптивное состояние может принимать различные формы, включая переживание безысходности и тоски, растерянности и тревоги, негативно окрашенных состояний гнева и отчаяния. На высоте эмоциональных переживаний у подростка возможны риски появления суицидальных мыслей, которые носят сначала пассивный, затем активный характер, поэтому детско–родительские отношения являются психологическими факторами суицидальных рисков в подростковом возрасте.
Результаты исследования эффективности психокоррекционной программы:
Подростки с высоким суицидальным риском чаще преодолевают негативные переживания за счет самоконтроля или целенаправленного подавления и сдерживания своих эмоциональных реакций. Они чаще реагируют по принципу «бегства-избегания» или уклонения (отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.д.). Также для них характерен поиск решения проблем за счет привлечения сторонних, общественных ресурсов, дополнительной информационной, а также эмоциональной и действенной поддержки. При этом подростки из первой группы имеют большую способность к преодолению отрицательных переживаний через положительное, философское переосмысление проблемной ситуации, включение ее в широкий контекст личностного саморазвития. Полученные результаты находят свое подтверждение и в других работах, посвященных проблеме совладающего поведения, прогностическим способностям в молодежной среде [13, 14].
Исследование особенностей детско-родительских отношений проводилось с помощью методики - Опросник ADOR («Подростки о родителях») [12]. Отношение родителей к подростку является важнейшим фактором формирования суицидального риска, особенно это проявляется в характере отношения матери к подростку, поскольку более высокое значение показателя «Позитивный интерес матери» наблюдается в группе подростков с низким суицидальным риском, а остальные показатели («Директивность», «Враждебность», «Автономность», «Непоследовательность»), которые в основном можно оценить как негативные, выше в группе с высоким суицидальным риском. Таким образом, подростки с низким суицидальным риском высоко оценивают «Позитивный интерес» их матерей к себе, который
проявляется в ее принятии, поддержке ребенка, дружеском общении, в установленном эмоциональном контакте. Подтверждение полученных результатов содержится в более ранних наших работах [15], а также в ряде других исследований [16].
Рис. 1 – Результаты корреляционного анализа в группе 1
Подростки с высоким суицидальным риском дают более высокие оценки
негативных типов родительского отношения, в основном со стороны матери, но также и по некоторым негативным показателям отношения отца. Отношение матери такими подростками оценивается как «Директивное» (8,5), то есть навязывающее им чувство вины по отношению к ней, ее указаниям и частым напоминаниям. Такая мать жертвует всем ради ребенка и стремится всеми возможными способами исключить несоответствующее его поведение.
Отношение матерей такими подростками также оценивается как «Враждебное», «Автономное» и «Непоследовательное», то есть характеризующееся агрессивностью, большой строгостью матери в межличностных отношениях, эмоциональной холодностью, авторитарностью.
Отношение отца подростками с высоким суицидальным риском оценивается как «Директивное», проявляющееся в тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, через фактические достижения и применение доминантного стиля общения, как «Враждебное», в котором жестокие отцы обычно солидарны с общественным мнением, сильно придерживаются договоренностей, удовлетворяют требования других быть хорошим отцом, пытаются вымуштровать сына в соответствии с общественным представлением об идеальном ребенке. Отношение отца подростками оценивается также как «Непоследовательное», которое подростки видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, реакцию отца на ситуацию или событие [17]. Исследование взаимосвязи между суицидальными наклонностями, копинг-стратегиями подростков и отношением родителей к подросткам проводилось с помощью корреляционного анализа в программе
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературных источников:
Литература
1. Агибалова О. В. и др. Клинико-психологическое изучение суицидентов с пограничными психическими расстройствами. Современная психиатрия: теория и практика. — СПб., 2002. — С. 227-230.
2. Амбрумова А. Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике. Тр. Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. — М., 1983. — С. 40-51.
3. Войцех В. Ф. К проблеме раннего прогноза суицидального поведения. Клинические павловские чтения: Сб. раб. — Вып. V «Кризисные состояния. Суицидальное поведение». — СПб., 2002. — С. 13-18.
4. Голант М., Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе — помоги другому. — М.: Институт психотерапии, 2001. — С. 158-166.
5. Дежарле Р., Айзенберг Л. и др. Охрана психического здоровья в мире. Проблемы и приоритеты в развивающихся странах. — Киев: Сфера, 2001.
6. Дубровская О. В. и др. Особенности мышления молодых людей с суицидальными мыслями. Современные подходы к диагностике и лечению нервных и психических заболеваний. — СПб., 2001. — С. 157.
7. Дюркгейм Э. Самоубийство. — СПб.: Изд-во Н. П. Карбасникова, 2012.
8. Ефремов В. С. Об оценке психического состояния суицидента во время попытки самоубийства. Актуальные вопросы клинической, социальной и судебной психиатрии. — СПб., 2001. — С. 100-104.
9. Жариков Н. М., Иванова А. Е. и др. Самоубийства в Российской Федерации как социопсихиатрическая проблема// Журн. неврол. и психиатр. — 1997. — Т. 97. — № 6. — С. 9-15.
10. Конангук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида. Психогигиена и психопрофилактика. — Л., 1983. — С. 92-95.
11. Конангук Н. В. О психологическом смысле суицидов// Психологический журнал. — 1989. — Т. 10. — № 5. — С. 95-102.
12. Красненкова И. П. Философский анализ суицида. Идея смерти в российском менталитете. — СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1999. — С. 151-174.
13. Литвак М. Е., Мировиг М. О. Как преодолеть острое горе. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
14. Махлейдт В. Суицидальность. Кискер К. П., Фрайбергер Г. и др. (ред.) Психиатрия, психосоматика, психотерапия. — М.: Алетейя, 1999. — С. 226-233.
15. Полетаева О. О. Проблема суицидов в контексте психического здоровья: Сб. «Психическое здоровье». — СПб., 2000. — С. 167-169.
16. Полетаева О. О., Курпатов А. В. Проблемы оказания помощи пациентам с суицидальным поведением: Сб. «Современная психиатрия: теория и практика». — СПб., 2002. — С. 233-236.
17. Постовалова Л. И. Социологические аспекты суицидального поведения. Тр. Моск. НИИ психиатрии. — М., 1983. — С. 33-39.
18. Рыбников В. Ю., Рыбникова И. Л. Эпидемиологический анализ и особенности самоубийств населения Санкт-Петербурга. V Клинические павловские чтения. «Кризисные состяния. Суицидальное поведение». — СПб., 2002. — Вып. 5. — С. 18-22.