Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные методы психологического исследования
Теоретические методы – это методы, следуя которым, исследователь «взаимодействует» с моделью объекта исследования, которая формируется в его воображении, то есть с «мыслительной» моделью. Интерпретационно-описательные методы применяются на этапе обработки и анализа результатов, полученных с помощью эмпирических методов (хотя при применении на разных этапах они имеют различия).
2
Эмпирические методы – это методы, следуя которым, исследователь реально взаимодействует с исследуемым как объектом исследования (беседа, эксперимент) или с «продуктом» деятельности последнего (архивный метод, наблюдение, измерение, опрос). Проективные методы имеют признаки, как архивного метода, так и метода измерения (психологического тестирования). Наблюдение – целенаправленное организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Это старейший психологический метод, который имеет несколько вариантов. Самонаблюдение ассоциируется с методом интроспекции, впервые начатым в лаборатории В. Вундта (1876 г.). Наблюдение за другими объектами может быть несистематичным. Существует вариант метода наблюдения, когда исследователь является членом группы, деятельность которой он наблюдает (скрытое наблюдение). Другие объекты наблюдения могут при этом знать или не знать, что их поведение (деятельность) является объектом наблюдения (способ «маскировка»).
2. Основные виды наблюдения в психологии
Процесс наблюдения в психологии состоит из важнейших составляющих: исследователь – личность, применяющая метод наблюдения для своих исследований; наблюдатель – человек, ведущий наблюдения и фиксирующий все полученные данные; объект наблюдений – это явления, предметы или люди, подвергаемые наблюдению. Классификация по соотношению между собой наблюдаемых объектов представлена двумя видами наблюдения: самонаблюдение, относится к внутреннему наблюдению. При этом исследователь, в процессе исследования внутреннего мира, выступает и в роли наблюдателя, и в роли объекта.
3
Таким образом, происходит изучение особенностей своей психики, мыслей, чувств и переживаний для объективного анализа ситуаций.
3. Структура «Поведенческого портрета личности». Цели и задачи его составления
Определение поведенческого портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение которого позволит повысить успешность управления персоналом. Поведенческий портрет – это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных действий в определенных значимых обстоятельствах. По сути, психологический портрет имеет сходства с портретами умелых художников. Последние пытались передать даже не столько внешнее соответствие, сколько внутреннее, стремились при помощи мимики и позы дать зрителю намёк о том, что именно за человек изображён на полотне. Поведенческий портрет личности играет значительную роль при выборе профессии. Особенно если вы не знаете, в какой ВУЗ пойти или на какую работу устроиться. Как известно, если человек расположен для конкретной деятельности и достаточно мотивирован, он добьётся больших успехов. Помогает лучше понимать человека и его эмоции, анализируя поведение, мимику, жесты и речь. Глобально этому учит профайлинг. Выявить ложь. Если составить поведенческий портрет личности человека, то можно замечать, когда человек ведёт себя неконгруэнтно – то есть, когда язык тела противоречит словам. В том случае, если вы бизнесмен, портрет поможет понять, что из себя представляет ваш типичный клиент. Это позволит принимать правильные стратегические и тактические решения. Составление поведенческого портрета – это не занятие на пару минут. Требуется много времени, терпения и имеются подводные камни. Тем не
4
менее, если вы настроены серьёзно, то сможете освоить эту методику за несколько недель. Можете начать со своих знакомых или известных личностей.
4. История применения тестирования за рубежом и в России
Тесты стали важной составляющей жизни и деятельности общества. Их универсальность, широта применения, высокая степень объективности получаемых результатов позволяют использовать тесты в различных областях. Тесты вызывают неоднозначный интерес в обществе: от признания их в качестве единого объективного инструмента оценки знаний в педагогике до их полного отрицания. Слово «тест» пришло в русский язык как заимствованное из английского и французского языков. В русском языке в XIX веке существовало два значения слово тест: испытательная присяга, английская религиозная клятва; плоский плавильный сосуд для выделения олова из золота и серебра [1]. В современной науке под термином «тест» подразумевается испытание или проверка чего-либо, или кого-либо. Основная часть. Различного рода испытания, из которых выросло целое научное направление – тестология, зарождались в глубокой древности, и по мере развития цивилизации условия испытаний дополнялись, видоизменялись, шлифовались и совершенствовались. По мнению В.С. Аванесова, всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей, множеством ручейков, из обширного болота [2]. Имеются сведения, что уже с III тысячелетия до н.э. в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия, Китай) использовались системы конкурсных испытаний интеллектуального характера, предназначенные для отбора персонала на правительственные должности. Мыслители Античных
5
государств выявляли различия в поведении и характере людей: Пифагор отмечал важную роль интеллектуальных способностей и при отборе в свою школу придавал значение диагностике этих способностей с помощью трудных математических задач; Гераклит впервые указал на разницу между душой взрослого человека и ребенка; Аристотель впервые заговорил о необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка. Многочисленные попытки систематизировать различия между людьми и создание методик для выявления индивидуальных особенностей предпринимались и в дальнейшем. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕШАТЬ ПРОСТЫЕ ЗАДАЧИ В 1 КЛАССЕ
1. Методика изучения уровней сформированности умений первоклассников решать простые задачи
В ходе выполнения данной работы в феврале 2020 года на базе 1 «Г» класса (в количестве 17 обучающихся) в МАОУ СОШ №1 города Мурманск был проведён констатирующий этап эксперимента. Целью констатирующего этапа эксперимента является: исследование исходного уровня сформированности умений первоклассников решать простые задачи. Для определения уровней сформированности умений первоклассников решать простые задачи нами использовались следующие методы: беседа, наблюдение, эксперимент, обработка полученных результатов. Нами были определены следующие задачи констатирующего этапа опытно–экспериментальной работы:
6
1. Определить критерии, показатели, уровни и диагностический материал для изучения уровней сформированности умений первоклассников решать простые задачи. 2. Выявить уровни сформированности умений решать простые задачи у первоклассников на уроках математики. Для решения задач констатирующего этапа опытно–экспериментальной работы нами был проведен теоретический анализ литературы. В результате анализа литературы были определены компоненты и критерии сформированности умений первоклассников решать простые задачи. 2. Результаты изучения уровней сформированности умений первоклассников решать простые задачи
Для исследования уровня сформированности умений первоклассников решать простые задачи была проведена диагностика на базе МАОУ СОШ №1 города Мурманск. В опытно–экспериментальной работе принимали участие 17 учеников первого класса. Результаты, полученные при диагностике младших школьников, позволили констатировать, что первоклассники продемонстрировали различный уровень сформированности исследуемого умения (Приложение 2). Низкий уровень показали 29 % (5 человек: Захар Б., Богдан М., Света Л., Маша Е., Игорь Ю.) учащихся. Дети с полученным уровнем сформированности умений решать простые задачи самостоятельно не могут справиться с заданием и нуждаются в помощи учителя. Скорость выполнения заданий очень медленная. Обучающиеся способны дать правильный результат ответа на задачу, но не могут объяснить логику своего ответа и правильность выбора способа решения задачи. Первоклассники не могут выбрать рациональный способ решения задачи. Наблюдается отсутствие автоматизма выполнения действий. Допустили ошибки в решении задач логическим путем и оформлении задач под номером 2, 3, 4, 5, 10, 11 и в
7
написании ответа. В процессе решения простых задах у детей с низким уровнем отмечается нарушение порядка арифметических действий, а также присутствуют ошибки при определении необходимых действий (с помощью сложения или вычитания решается та или иная проста задача). Кроме того, дети неправильно определяют составные части простой задачи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аванесов, В.С. К вопросам истории и теории тестов / В.С. Аванесов // Вопросы истории возникновения тестов. Из глубины веков [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://www.oim.ru//reader.asp?whichpage=2&mytip=1&word=&pagesize=15&No mer=125 – Дата доступа: 03.03.2020. 2. Аванесов, В.С. Тесты в социологическом исследовании / В.С. Аванесов. – М.: Наука, 1982. – 200 с. 3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О.Б.Дарвиш. – М.: Владос, 2003. 4. Дидактические тесты: технология проектирования: метод. пособие для разработчиков тестов / Е.В. Кравец [и др.]; под общ. науч. ред. А.М. Радькова. – Минск: РИВШ, 2004. – 87 с. 5. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций / Н.Ф.Добрынин – М.: Просвещение, 1965. – 296 с. 6. Кандевский, В.М. История тестов: моногр. / В.М. Кандевский. – М.: Народное образование, 2004. – 464 с. 7. Наследственность таланта, её законы и последствия: пер. с англ. / Ф. Гальтон. – СПб.: Знание, 1975. – 319 с. 8. Об итоговой аттестации выпускников учреждений, обеспечивающих получение общесреднего и специального образования: Постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 13 окт. 2005 года № 8/13228: с изм. и доп. от 28 дек. 2005 года.
8
9. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н.Поливанова – М.: Academia, 2000. 10. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо – М.: Педагогическое Общество России, 2001. Цатурова, И.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом / И.А. Цатурова. – Таганрог: ТРТИ, 1969. – 52