Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема двойничества давно утверждена в мировой литературе. Важнейшими вехами в развитии этой темы явились произведения таких авторов, как Гофман ("Эликсиры сатаны"), Гейне ("Двойник"), Эдгар По ("Вильям Вильсон"), Стивенсон ("Странная история доктора Джекиля и мистера Хайда") и другие.
Осмысление темы двойничества часто происходит в ракурсе мистицизма, но фантастический характер образа двойника может служить лишь средством реализации этой темы без всякой связи с мистикой
По свидетельствам А. Долинина мотив двойничества находит чрезвычайно широкое применение в литературе ещё с античных времён: «Двойничество - в широком смысле – это языковая структура, где образ человека корректируется одним из исторических вариантов бинарной модели мира». Потому нельзя говорить, что мотив двойничества является наследованием традиций Гофмана или, к примеру, Ф. Достоевского.
Часто драматурга Клейста соединяют с Клейстом - новеллистом, называя его просто драматургом. В действительности же две эти формы воплощают полярность, двойственность его внутреннего «я», доведённого до последнего рубежа: драматург Клейст набрасывается на свой материал, накапливает его лихорадочными ударами своего пульса; новеллист Клейст преодолевает своё участие в повествовании, насильно подавляет себя, остаётся в стороне, чтобы его дыхание не проникло в рассказ.
Противоречие немецкой действительности, кризис гуманистического идеала - всё это окрашивает драмы и новеллы Г. фон Клейста в мрачные тона, наполняет их кричащим диссонансом, протестом отчаявшегося человека, не нашедшего пути в героический, свободный мир.
Цель работы – рассмотреть двойничество в новеллистике Г.Клейста.
Двойничество в новеллистике Г.Клейста
Генрих фон Клейст – один из крупнейших представителей немецкого Романтизма второго периода, не входил в литературные объединения, был одиночкой.
Выдающийся немецкий поэт, прозаик, драматург, родился в дворянской семье, где по традиции мужчины становились военными: место в обществе, профессия были заранее для него предопределены. Борьба с этой предопределенностью отняла у Клейста много времени, сил и доставила много настоящих страданий. Будущий писатель очень скоро осознал, что у него другой путь. Еще совсем юным он в качестве ефрейтора прусской армии воюет против Французской революции, его тяготит дух солдатчины, Клейст мечтает принадлежать самому себе, войти в мир культуры, жить ее интересами. Прослужив в армии два года (с 1797 по 1799 г.), он страстно, как и все, за что принимался, стал изучать математику, философию, древние языки. Однако университета не окончил и решил в Швейцарии заняться сельским хозяйством. Но этим планам не суждено было осуществиться.
В 1802 г. он посетил Веймар, где познакомился с Гёте, Шиллером и Виландом. Писать он начал еще в Швейцарии. Виланд весьма хвалил отрывок из так и неоконченной Клейстом трагедии «Роберт Гискар». Гёте никогда не признавал таланта Клейста. Отношения Клейста с романтиками, как и с писателями старшего поколения, складывались очень сложно.
Клейст, действительно, был натурой неблагополучной – его всю жизнь преследовали неудачи: мечтая быть поэтом не меньшего уровня, чем Софокл и Шекспир, он не получил признания у современников и писателей старшего поколения. Родные и близкие так и не простили ему разрыва с семей
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Берковский Н. Я. Клейст //Клейст Г. фон. Обручение на Сан-Доминго. СПб.: Азбука-классика, 2000. С. 365– 442.
2. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 1973.
3. Карельский А. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. – М., 1990.
4. Тураев С. В. Немецкая литература //История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989