Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Личность - это целостный (интегральный) набор социальных свойств человека, который формируется и изменяется на протяжении всей жизни в результате комплексного взаимодействия внутренних и внешних факторов его развития, активного взаимодействия с социальной средой.
Формирование личности является результатом участия человека в существующей системе социальных отношений путем усвоения его социальных функций, а также осознание своей принадлежности к обществу.
Каждый человек уникален и неповторим, и именно здесь проявляется его ценность, его право на общественное признание и уважение достоинства.
Понятие «личность» очень многогранно, оно воспроизводит связь с жизнью и социальной сущностью человека, а также индивидуальное отражение социально значимых особенностей, совокупность социальных отношений.
Личность как объект социальных отношений характеризуется социализацией.
Социализация - процесс вхождения в общество, включения личности в общественные отношения, в различные типы социальных сообществ, усвоения социальных норм и культурных ценностей. Она охватывает как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на человека, так и спонтанные процессы, влияющие на его формирование.
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию; личность, действуя в социальной среде, и вступая в отношения с другими личностями через участие в деятельности различных общностей, создает эту среду, придает ей определенного социального качества.
Цель работы: рассмотреть личность как социальное качество человека.
1. Личность, как деятельный субъект
Личность, как известно, является объектом научного интереса философов, психологов, политологов, представителей других общественных наук, поэтому необходимо выявить специфику социологического подхода к проблеме личности. Психология изучает личность как определенную целостность психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.
Социальное не противостоит биологическому. С рождения человек получает такую телесную организацию, которая содержит в себе возможности ее универсального социально-деятельного развития.
Социальная жизнь развивает биологические качества человека.
«Личность» служит для характеристики социального в человеке. Личность – устойчивый комплекс качеств человека, приобретенных под воздействием соответствующей культуры общества, социальных групп и сообществ, к которым она относится и к жизнедеятельности которых вовлечена .
Таким образом, личность – это совокупность социальных качеств индивида. Можно дать определение, что личность есть индивидуальная, специфическая форма выявления, существование, функционирование всей системы общественных отношений, индивидуальная форма выявления человеческой сущности. И если общество выступает как «человек в его общественных отношениях», то личность – это человек конкретной исторической эпохи, конкретных общественных представителей отношений.
Очевидно, что личностью не рождаются, а становятся. Ребенок, появившийся на свет – еще не личность, хотя в нем заложена реальная возможность последующего превращения в личность как носителя социальных качеств того типа общества, той социокультурной среды, в которой будет проходить ее жизнедеятельность.
Личность является составным элементом различных по масштабу социальных систем.
Рассматривая личность как субъект, необходимо уяснить, как социальные условия (общие и специфические) сказываются на интересах индивида. Интересы выступают основным связующим звеном между реальным общественным положением человека и отражением этого положения в сознании, в том числе и в характере усвоения социальных функций (ролевых предписаний), свойственных ее положению. Кроме того, через социальный интерес осуществляется обратная свя
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2015. – 221 с.
2. Василишина Е.А. Психология человека от А до Я / Е. А. Василишина. – М.: Право, 2013. – 271 с.
3. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации / Е. Е. Вахромов. – М.: 2017. – 119 с.
4. Коломинский Я. Л. Социальная психология развития личности. / Я. Л. Коломинский. – Минск: Высшая школа, 2015. – 335 с.
5. Курпатов А. Развитие личности. Психология и психотерапия / А. Курпатов. – М.: Академия, 2016. – 261 с.
6. Лукашевич, Н. П. Социализация. Воспитательные механизмы и технологии: Учеб. метод. Пособие / Н. П. Лукашевич. – К.: ЗМН, 2011. – 112 с.
7. Мудрык, А. В. Социализация человека как проблема / А. Мудрык // Социальная педагогика. – 2015. - № 4. – С. 47-57.
8. Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность особенности на разных этапах жизни / И.В. Солодникова // Социс. – 2018. - № 2. – С. 32-39.
9. Слотина Т. Психология личности / Т. Слотина. – СПб: Питер, 2016. – 304 с.