Фрагмент для ознакомления
2
1 Раскройте содержание метода анализа альтернатив «Таблица оценок»
Рассмотрены наиболее часто применяемые методы по обработке и выбору альтернативы действий. Ежедневно каждый человек сталкивается с проблемой выбора. При осуществлении управленческой деятельности выбор – постоянный атрибут человека, принимающего решения, так как всегда существует определенная совокупность вариантов, или альтернатив, дальнейших действий. Понятие «альтернатива» обозначает необходимость выбора одного из нескольких возможных решений. Важность и последствия реализации выбранной альтернативы могут быть различны, поэтому в каждом случае необходим отдельный анализ. При принятии окончательного решения в пользу одной альтернативы и отказа от другой, надо четко осознавать стоимость принятого решений, или его ценность. Ценностью выбранного решения является наилучшая из упущенных в результате выбора конкретного варианта альтернатива. Фактически, альтернативная стоимость (ценность выбранной альтернативы) – это стоимость неиспользованных возможностей. Первым этапом анализа является определение вида существующих альтернатив. Независимые альтернативы – это такие альтернативы, любые действия с которыми не влияют на качество других альтернатив. При наличии зависимых альтернатив такое влияние существует. На следующем этапе нужно определить конкретный метод, с помощью которого варианты решений будут сравниваться. Практически всегда альтернативы дальнейших действий можно оценить по нескольким критериям, которые иногда называют атрибутами альтернативы. Методы для сравнения альтернатив можно разделить на две основные категории: методы, в которых учитываются значения всех критериев (методы сопоставления достоинств и недостатком каждой альтернативы), и методы сравнения по определенным критериям (эвристические методы выбора альтернатив). Рис. 1. Классификация методов выбора альтернатив
В методах первой группы учитываются значения всех критериев, и осуществляется выбор либо на основе общей полезности каждой альтернативы, либо проводится сравнительный анализ по всем критериям в отдельности. В методах, относящихся ко второй группе, выбираются несколько (или один) ключевых критериев и на основе их сопоставления осуществляется выбор альтернативы и
3
последующее принятие решения. Это может быть оценка самого важного критерия, критических критериев, изучение лучших качеств каждой альтернативы и прочее. Процесс принятия решения сложен и качественный анализ существующих альтернатив выбора необходим для ускорения этого процесса и снижения вероятности допущения ошибки. Для каждой отдельной ситуации возможно осуществить подбор метода, наиболее эффективно оптимизирующего временные затраты на проведение процедуры оценки и сравнения имеющихся альтернатив и позволяющего проставить актуальные акценты при их сравнении.
2 Ситуационная (практическая) задача: Сформулировать ситуацию, требующую решения для конкретной организации.
Проблемная ситуация. Предприятие стоит перед выбором вида производства и реализации молочной продукции за предпочтениями потребителей. Попробуем построить иерархию начиная с этапа постановки целей исследования, уровней и критериев иерархии, альтернатив для избрания вида молочной продукции, больше нравится потребителям. Постановка задачи: Принять индивидуальное решение по выбору альтернатив по определенным критериям, основываясь на результатах анализа иерархии методом Саати, по использованию шаблона Excel и программного продукта "MPriority". Шаблон для внесения экспертных оценок и расчета векторов локального и глобального приоритетов предоставляется студентам (приложение). В качестве теоретического материала студентам предоставляется презентация. Решение На формирование критериев иерархии, и соответственно на экспертные оценки, повлияли ответы респондентов, полученные в результате анкетирования потребителей. Среди критериев, влияющих на выбор молочной продукции, автором предложены следующие: 1. Качество продукции характеризуется содержанием животных и растительных жиров, вкусовые свойства, содержанием растительных жиров. 2. Условия и срок хранения молока и молочной продукции зависят от вида молока. 3. Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь. 4. Цена. Соотношение влияния цены, качества и свежести при выборе молочных продуктов значительно меняется с возрастом. В качестве альтернатив выступают виды молочной продукции. Для проведения исследования мы выбрали четыре вида молочной продукции: молоко, сметана, кефир, сливочное масло. Результаты опроса показывают, что в первую очередь украинские потребители обращают внимание на качество, свежесть и цену продукта, в последнюю - на страну - производителя, безопасность, марку. В сравнениях Саати, каждый узел кластера сравнивают со всеми остальными узлов методом парных сравнений с использованием матрицы. На основе результатов получают вектор приоритетов - рейтинг узлов, который количественно выражает предпочтение того или иного узла в соответствии с вершин кластера. Сравнивая набор составляющих задачи мы получили квадратную матрицу (табл.1.)
Показать больше