Фрагмент для ознакомления
2
Значит, формирование и развитие психики у животных связано с общим эволюционным законом, когда закрепляется то, что биологически полезно.
А. Н. Северцов развивает данное представление и говорит о двух совершенно разных способах адаптации живых существ к изменениям среды:
1) При помощи трансформации строения и работы органов (общий для растительного и животного мира);
2) При помощи трансформации поведения без изменения организации (присутствует только у животных и связан с развитием психики). Внутри этого способа А. Н. Северцов дифференцирует два разных направления, одно из которых – медленные трансформации наследуемых форм поведения - инстинктов. Изменение инстинктов происходило под воздействием изменений внешней среды. Эти изменения коррелировали с изменением морфологической организации животного мира [7, с. 439].
Другая направленность – развитие способности к индивидуальному научению (способность к «разумным действиям», то есть быстрым трансформациям поведения, которые не фиксировались и не передавались по наследству, поскольку их преимуществом была высокая пластичность).
Значит, психика формируется вследствие приспособления животных к окружающей среде. Но каким образом она формируется – здесь существует несколько гипотез. Как полагает А. Н. Леонтьев, инициатором возникновения психики являлся переход от жизни в гомогенной среде к среде дискретной. Чувствительность сформировалась на основе раздражимости. И это был качественно новый способ отражения. И дело не только в формировании субъективной части отражения. Формируется способность организма отражать объективные связи между характеристиками среды [6, с. 15].
Для появления предпосылок развития отражения должна была появиться устойчивость между объектами ли их свойствами. Такая связь могла обеспечиваться вещно-оформленной средой.
На рисунке 1 мы показали основные тенденции развития психики в ходе эволюции.
.
Рисунок 1 – Основные тенденции развития психики в ходе эволюции [6, с. 16]
А. Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии: (1) стадию элементарной сенсорной психики, (2) стадию перцептивной психики, (3) стадию интеллекта.
Объективным критерием психики А. Н. Леонтьев выдвигал способность живых существ реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не принимают участия непосредственно в обмене веществ. Сами по себе воздействия не представляют собой ценности для животных [6, с. 16]. Почему важно отражать и реагировать на воздействия? Дело в том, что они располагаются в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и они – их потенциальные сигналы.
Частными показателями развития психики считаются совершенствование (линии психического развития):
1) области познания (формирование интеллекта, развитие механизмов познания),
2) психологической структуры и содержания деятельности (практической деятельности) - постановка целей, мотивов и их соотношения, ознакомление с новыми способами и средствами деятельности,
3) личности (эмоционально-потребностной сферы) (направленности, ценностей, самосознания, самооценки, взаимодействия с социумом) [1] .
Психическое развитие – это закономерные трансформации явлений самой психики, выраженные временным интервалом в виде качественные, структурных и количественных изменений. Развитие психики нельзя анализировать как простое сокращение или рост каких-либо показателей, как простое повторение того, что было. Развитие психики предполагает формирование новых качеств и функций и в то же время трансформации уже существующих форм психики.
2 Рефлекторный принцип деятельности головного мозга: труды Р. Декарта, И. М. Сеченова и И. П. Павлова
Первыми попытками в изучении взаимосвязи психики и мозга были воззрения Р. Декарта в XVIII веке. Ученый предполагал, что все реакции животных, все «непроизвольные» человеческие реакции реализуются автоматически как отражение действия внешних раздражителей. Например, это непроизвольное одергивание руки или ноги от огня при ожоге.
Поскольку в эпоху Р. Декарта процессы психики пока не были изучены, то его представления о механизме физиологии автоматических движений представлялись фантастичными. Но базовый принцип рефлекторных реакций описан Р. Декартом верно: внешнее раздражение (например, ожог) воздействует на органы чувств, после возбуждение передается в мозг, а из мозга передается к мышцам, вызывая их сокращение. Так, схема Р. Декарта представила основную функциональную единицу нервной деятельности – рефлекс как закономерный ответ на внешнее раздражение, который реализуется центральной нервной системой, а рефлекторная дуга – это анатомическая основа рефлекса [2, с. 94].
Данную схему Р. Декарта высоко ценил И. П. Павлов. Но Р. Декарт данные принципы не распространял полностью на человека, а только на сферу «непроизвольных» движений, которые являются общими у человека и животных. Естественно-научные опыты и аргументация рефлекторной основы всех видов деятельности психики – это заслуга русских физиологов, прежде всего, — И. М. Сеченова (1829—1905) и И. П. Павлова (1849—1936). В своем знаменитом труде «Рефлексы головного мозга» (1863) И. М. Сеченов говорил о важности рефлекторного принципа и его распространения на всю работу головного мозга, на всю психику. Ученый продемонстрировал, что вся жизнь – это рефлексы. Это являлось первой попыткой вступления на далеко идущий плодотворный путь рефлекторного понимания психики, который имел важное значение для развития научной психологии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания/Б. Г. Ананьев. – Л. , 1969. – 107 с.
2) Бине А. Измерение умственных способностей/ пер. с фр. – СПб.: Союз, 1998. – 432 с.
3) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий/М. С. Егорова. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с.
4) Зорина З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. - М.: Аспект пресс, 2010. - 320 c.
5) Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
6) Леонтьев А.Н. Индивид и личность. // Психология индивидуальных различий. Тексты. – М., 1982. – С.15 – 20.
7) Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М.: Смысл, 1999. – 534 с.
8) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986. – 253 с.