Фрагмент для ознакомления
2
1. Благородный муж (цзюнь-цаы) – является в конфуцианстве нормативной личностью, совершенным (прежде всего с моральной точки зрения), гуманным человеком.
Тот, кто обладает «пятью постоянствами» — это благородный муж. Благородный муж (цзюнь-цзы 君子) – буквально означает «сын правителя». Согласно Конфуцию, благородный муж внушает доверие своим поведением и, тем самым, рано или поздно становится правителем. Поэтому со временем под «благородными мужами» стали понимать весь слой управленцев и знати. Хотя для Конфуция такое понимание не характерно: если человек имеет статус правителя, но ведет себя неподобающим образом, то это не правитель. И, наоборот, даже выходец из самых низов, но который следует конфуцианской модели поведения, становится благородным мужем. Отсюда вытекает теория «исправление имен» (чжэн мин), т.е. каждый должен играть ту социальную роль, которая соответствует его социальному статусу.
Антиподом «благородного мужа» является «маленький человек» сяо жэнь 小人, который следует собственной выгоде ли 利 (не путать с ритуалом-ли 礼, это омофоны). Благородный муж господствует над маленьким человеком как ветер над травою, склоняя ее к земле.
Учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно? Встретить друга, прибывшего издалека, разве это не радостно? Человек остается в неизвестности и не испытывает обиды, разве это не благородный муж? («Лунь юй», I, 1)
Благородный муж (цзюнь-цзы) — является в конфуцианстве нормативной личностью, совершенным (прежде всего с моральной точки зрения), гуманным человеком. Качествами такой личности, согласно взглядам конфуцианства, должен прежде всего обладать государь. Поэтому понятия «благородный муж» и «государь», «правитель» у Конфуция часто совпадают. Противоположность «благородного мужа» — «низкий человек» (сяо жэнь), человек, лишенный высоких моральных качеств, как правило, синоним простолюдина.
Если благородный муж не ведет себя с достоинством, он не имеет авторитета, и, хотя он и учится, его знания не прочны. Стремись к преданности и искренности; не имей друзей, которые бы уступали тебе [в моральном отношении]; совершив ошибку, не бойся ее исправить. («Лунь юй», I, 8)
Основными качествами благородного мужа считаются пять основных: Жэнь, Долг, Знание, Чувство меры и Доверие. Жэнь – сложное понятие, включавшее ряд достоинств – в общем виде приблизительно – благородство, справедливость, доброту, честность, внимание и чуткость к чувствам и нуждам людей, чувство такта и чувство приличия.
Благородный муж всегда соблюдает обязанности и законы и, прежде всего, требования к себе. Вы не можете судить его по мелочам, но вы можете доверять ему великие дела. Он всегда живет в гармонии с другими, но не следует за ними,
Легко служить благородному мужу, но трудно доставить ему радость, потому что он будет счастлив, когда будет выполнять больше обязанностей, особенно при выполнении своих обязанностей. Он готов погибнуть за человечность. «Благородный муж боится трех вещей: он боится порядков небесных, дел великих людей и совершенно мудрой речи, потому что только три из них могут изменить мировой порядок вселенной».
Основной формой конфуцианства является поклонение предкам, включая жизнь и смерть. Слегка изменив содержание и форму этого культа, конфуцианство придало ему глубокое значение символа общественного порядка и превратило его в универсальную форму поведения.
Учитель сказал: «Если благородный муж утратил жэнь, то какое право имеет он носить столь высокое имя?». Что же такое «жэнь», как понимал Конфуций «человеколюбие», какой смысл вкладывал в этот термин? Прежде всего человеколюбие – то качество, которого достаточно, чтобы управлять людьми. Оно проявляется в «благодеянии», «милости» к людям, в «экономии» и «бережливости» по отношению к ним. «Сокращая расходы, любят людей», - говорит Конфуций. «Благодеяние» правителя выражается в том, что он дает народу возможность жить «естественной» жизнью, которая определяется волей Неба, сменой сезонов, времен года. Тем самым «человеколюбие» означает предоставление народу права на свободную жизнь в соответствии с природным ритмом, невмешательство правителя в этот процесс. Мудрость совершенного правителя проявляется в «недеянии», самоустранении, когда все процессы протекают «естественно», «сами собой».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Источник :
1. Конфуций Лунь Юй / Л.С. Переломов – М. Восточная литература.2001, 588с.
2. Духовная культура Китая: Энциклопедия. М., Восточная литература. 2006—2010. Том 1. Философия. / Редакторы тома М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. 2006. 727 стр. С.11-42.
3. Духовная культура Китая. Том 2. Мифология. Религия. / Редакторы тома М. Л. Титаренко, Б. Л. Рифтин, А. И. Кобзев, А. Е., Лукьянов, Д. Г. Главева, С. М. Аникеева. 2007. 869 стр.
4. Переломов Л.С. Слово Конфуция. — М.: 1992.
5. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. — М.: Наука-Вост.лит., 1993.
6. Переломов Л.С. Конфуций: «Лунь юй». — М.: Вост.лит., 1998.