Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Опишите качества, которыми, по мнению Конфуция, должен обладать благородный муж, а также дайте характеристику его поступкам в различных ситуациях. 4
2 Конфуций говорил и о низких людях. Дайте характеристику низкого человека, ссылаясь на высказывания Конфуция 7
3 Выделите и охарактеризуйте те качества, которые, согласно Конфуцию, необходимо проявлять по отношению к родителям 8
4 Опишите отношение Конфуция к государству. Каким, по его словам, он должно быть, а каким – нет 9
5 Что такое ритуал, согласно Конфуцию, и какую роль он играет в жизни человека и государства. Приведите 4-5 примеров различных ритуалов, которые нашли отражение в высказываниях Конфуция 11
6 Найдите характеристики (позитивные и негативные), которые Конфуций дает своим ученикам (на примере 3-4 человек). 12
7 Найти 5-7 ироничных высказываний Конфуция о людях, их поступках, своих учениках 13
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 15, стих 21 говорит о том, что благородный муж не вступает ни с кем в сговор, не устраивает конфликтов с людьми и умеет быть в согласии со всеми.
Глава 15, стих 22 говорит о том, что благородный муж выделяет людей не за слова. Но не отбрасывает слова, если они сказаны недостойным человеком.
Глава 15, стих 31 говорит о том, что благородный муж думает о правильности своего пути и не думает о пище. Он не беспокоится о бедности.
Глава 15, стих 33 говорит о том, что о благородном муже нельзя говорить по мелочам и судить по ним. Благородному мужу можно доверять только большие дела.
Глава 15,стих 36 говорит о том, что благородный муж проявляет твердость, но не упрямство.
Глава 16, стих 1 говорит о том, что благородный муж чувствует отвращение к тем, кто не хочет говорит о своих намерениях и выдвигает аргументы.
Глава 16, стих 8 говорит о том, что благородный муж боится следующего:
1) Веления неба;
2) Великих людей;
3) Слов совершенномудрых.
Глава 16, стих 10: «Благородный муж думает о девяти [вещах]: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу» .
2 Конфуций говорил и о низких людях. Дайте характеристику низкого человека, ссылаясь на высказывания Конфуция
Глава 2, стих 14 говорит о том, что низки человек проявляет пристрастие к кому-то или чему-то и не относится ко всем одинаково.
Глава 4, стих 11 говорит о том, что низкий человек думает о том, как получше устроиться. Он думает о том, как бы извлечь из всего выгоду.
Глава 10, стих 25 гласит:
«Благородному мужу легко услужить, но трудно доставить ему радость. Если доставлять ему радость не должным образом, он не будет радоваться. Но он использует людей в соответствии с их способностями. Низкому человеку трудно услужить, но легко доставить ему радость. Если доставлять ему радость не должным образом, он все равно будет радоваться. Когда он использует людей, он хочет, чтобы они были пригодны ко всему».
Глава 12, стих 16 говорит о том, что низкий человек не помогает людям совершать красивые дела и помогает им совершать некрасивые дела.
Согласно главе 13, стиху 25, низкому человеку легко услужить и доставить ему радость. Если доставлять ему радость не должным образом, он все равно будет радоваться. Низкий человек использует людей, чтобы они пригодились ему.
Глава 15, стих 20 говорит о том, что низкий человек предъявляет требования не к себе, а к другим.
Глава 15, стих 33 говорит о том, что низкому человеку нельзя доверять большие дела. О низком человеке можно судить только по мелочам.
Глава 16, стих 8 говорит о том, что низкий человек не знает веления неба и не боится его, презирает высоких людей, занимающих высокое положение; оставляет без внимания слова мудрого человека.
3 Выделите и охарактеризуйте те качества, которые, согласно Конфуцию, необходимо проявлять по отношению к родителям
Глава 1, стих 2 говорит о том, что существует мало людей, которые, проявляя почтительность к родителям и старшим, любят вступать в полемику с вышестоящими. Конфуций говорит о том, что практически не существует людей, кто не любит вступать против вышестоящих. Фундаментом человеколюбия является почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям.
Глава 1, стих 7 говорит о том, что если кто-то вместе того, чтобы наслаждаться прекрасным, выбирает мудрость и отдает всего себя служению своим родителям, государству, проявляет искренность по отношению к друзьям, то он – ученый человек.
Глава 1, стих 9 гласит о том, что важно должным образом относиться к похоронам родителей, почитать память предков. В таком случае мораль в народе будет укрепляться.
Глава 1, стих 11 говорит о том, что при жизни отца не нужно изменять его воле, а после его смерти нужно следовать его поступкам, в течение трех лет не менять порядки, которые установил отец. Это и есть сыновняя почтительность.
Глава 2, стих 7 говорит о том, что на сегодняшний день почтительность к родителям – это содержание. Но содержание также может быть и собак, и лошадей. Важно почитать родителей, и это отличается от содержания.
4 Опишите отношение Конфуция к государству. Каким, по его словам, он должно быть, а каким – нет
У Конфуция идеалом человека является «Шен Жень. Государственная система у Конфуция базируется на традициях и семейных отношениях. У Конфуция люди принадлежат Государству. Конфуций смотрит на проблему с точки зрения Государства.
У Конфуция главное – почитание традиций, почтение к родителям, любовь к братьям, хотя каждый должен занимать свою нишу. В конфуцианстве «Шен Жень» (Совершенномудрый муж) – недосягаемый идеал древнего мудреца, который представляется духовным лидером, но который не правит Государством. Благородный муж правит Государством и является политическим лидером.
Понятие «Жень» имеет мало отношения к «человеколюбию», «любви к людям»; это, скорее, «способность к медиативной функции», «способность к сакральному объединению», которая и характеризует истинного «Совершенномудрого». Под самим же идеалом конфуцианства подразумевается не «благородный муж», но медиатор между священными силами Неба и земными делами, т.е. «Совершенномудрый». Лишь достигнув такой высокой степени внутреннего совершенства, по мнению Конфуция, человек обретал способность кэ цзи – «преодоления себя», он тем самым приобретал и Совершенную Мудрость. Разумеется – и это неоднократно подчеркивает и Конфуций – «Совершенномудрый» может болеть, переживать и даже сомневаться. Очевидно, что под «Жень» подразумевается отнюдь не моральная категория, а мистическое переживание, которое в буддийской культуре называется освобождением «цзе», в даосской – озарением «мин», «у», и свидетельствует о наступлении измененного
Показать больше