Фрагмент для ознакомления
2
1. Административная юрисдикция: понятие, признаки, виды административно-юрисдикционных производств.
Юридической наукой не выработано единого понятия юрисдикции. В буквальном смысле термин «юрисдикция» (jurisdictio) обозначает: jus (juris) – право и dictio – произнесение, что в точном смысле этих слов означает «установление права».
По нашему мнению, административная юрисдикция выступает установленной законом совокупностью полномочий принудительного воздействия в целях разрешения возникающих негативных управленческих ситуаций.
Административно-юрисдикционная деятельность выступает одним из наиболее важных видов деятельности государственных органов, поскольку нацелена на широкий круг рассматриваемых дел, которые затрагивают сложные интересы государства, гражданского общества, а также отдельных граждан. Субъекты, осуществляющие административную юрисдикцию, составляют одну из самых существенных по своему количеству категорий. Отличительной чертой административной юрисдикции является то, что, с одной стороны, она отвечает всем признакам юрисдикции, но, с другой является отдельным видом правоприменительной деятельности органов государственного управления.
Административная юрисдикция как правоприменительная деятельность завершается изданием специального правового акта, фиксирующего решение по делу. Результатом административной юрисдикции является соответствующее властное и одностороннее воздействие, находящее свое окончательное выражение в решении вопроса, составляющего существо административно-правового конфликта.
Административную юрисдикцию возможно определить, как часть административного производства, так как она урегулирована как рядом норм материального права, так и процессуальными нормами, которые закреплены в административном праве. Рассмотрение правовых конфликтов в органах государственной власти, профилактика правонарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям являются компонентной составляющей функционирования органов государства, в т.ч. противопожарных, санитарных, налоговых и пр.
Принципы административной юрисдикции обладают некоторыми особенностями, которые:
• отражают специфику;
• присущи государственно-управленческой деятельности;
• близки по своему характеру принципам правосудия.
Рассмотрим принципы административной юрисдикции.
Принцип подведомственности означает то, что дела рассматриваются по подведомственности и уполномоченным на то органом.
Принцип уполномоченности заключается в том, что протокол может быть составлен лишь должностным лицом, которое уполномочено совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
Принцип законности берет за основу нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Данный принцип устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
Принцип гласность означает, что все споры рассматриваются открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением может являться тот факт, что лицо ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствии.
Презумпция невиновности означает следующее. Лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо считается невиновным до тех пор, пока не установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело его вина. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность (за исключением административных правонарушений в области дорожного движения, в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов РФ, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи). Сомнения в виновности лица, которые не могут быть устранены в виновности, толкуются в пользу этого лица.
Принцип экономичности и оперативности выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
Право на защиту означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ// Собрание законодательства Рос. Федерации. 07.01.2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ// Собрание законодательства Рос. Федерации. 09.03.2015 г. № 10. ст. 1391.
4. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ// Собрание законодательства Рос. Федерации. 08.05.2006 г. № 19. ст. 2060.
5. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта: Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371//Собрании законодательства Российской Федерации от 2.08.2004 г. № 31 ст. 3261.
6. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395//Собрание законодательства Рос. Федерации от 09.08.2004 г. № 32. ст. 3342.
7. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396// Собрание законодательства Рос. Федерации от 9.08.2004 г. № 32 ст. 3343.
8. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г.№ № 397//Собрание законодательства Российской Федерации от 9.08.2004 г. № 32 ст. 3344.
9. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 398//Собрание законодательства Рос. Федерации от 9.08.2004 г. № 32 ст. 3345.
Литература:
10. Дербина О.В., Завитова С.В., Колосков А.М., Корепина А.В., Мельникова Н.А., Миронов А.Н., Нагорных Р.В., Чередина Н.В.. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ//учебное пособие / Вологда, 2019. (2-е изд., перераб. и доп.). 166с.
11. Коновалов В.А., Михайлова Е.С., Рысаев Ф.Б., Жукова С.М. Административная юрисдикция. Под общей редакцией А.Ф. Колотова. Оренбург, 2015. (Оренбург). – 271с.
12. Лапина М.А. Административная юрисдикция в системе административного процесса: Монография. М.: Финансовый университет, 2013. 140 с.
13. Панова И.В. Административно-процессуальное право России: монография (4-е изд., пересмотр.). - М.: «Норма: ИНФРА-М», 2016. - 288 с.
14. Чернышов Д.В. Особенности института юрисдикции в административном праве и процессе. Понятие и признаки./Д.В. Чернышов//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 214-220.
Интернет-ресурсы:
15. Справочно-правовая система «Гарант»
16. Официальный сайт Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) http://www.morflot.ru/ob
17. Официальный сайт Федерального агентства железнодорожного транспорта http://www.roszeldor.ru/
18. Официальный сайт Федерального дорожного агентства (Росавтодор) https://rosavtodor.ru/
19. Официальный сайт Федерального агентства воздушного транспорта https://www.favt.ru/
20. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта https://rostransnadzor.ru/
21. Официальный сайт Министерства транспорта Российской Федерации https://www.mintrans.ru/