Фрагмент для ознакомления
2
1. Этические учения Древнего Востока
Исторический путь развития этических учений, многие авторы начинают с Древнего Востока (Гусейнов А.А., Мишаткина Т.В.) .
Появление зачатков этических знаний в государствах Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) относят к периоду VI–II тыс. до н.э. В бассейнах «великих рек», в странах Древнего Востока используется ирригационное земледелия. Процесс жизнедеятельности человека здесь подчиняется природным ритмам, социальным нормам и предписаниям. Следование им было главным условием бытия человека, стремившегося к тому, чтобы занять соответствующее место в структуре социального устройства. Так, чтобы, с одной стороны, быть сопричастным происходящим событиям, «быть» в обществе, с другой стороны, находиться в безопасности в этом мире.
Таким образом, этическая мысль Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Китай, Индия) развивалась в особых социокультурных условиях. Обозначим их:
существование культа прошлого и жесткий контроль за соблюдением традиций;
подход ко всему новому с осторожностью и принятие его только в рамках сложившихся традиций;
подчиненность индивида социальной группе, ее нормам, обычаям, правилам;
возведение в культ идей коллективизма, объяснявшееся страхом «потерять себя», не вписавшись в социальную общность;
нивелировка потребностей, идей, ценности отдельной личности, в противовес возвеличиванию ценностей коллективизма;
сложная система ритуалов и церемоний.
На Востоке мудрость «идет» от жизни, а не от науки, в связи с чем, «восточные» этические учения, в отличие от «западных», ориентированы на принятий в общине/социальной группе образ жизни, на общественно-производственную и повседневную деятельность людей. Примером этих социокультурных парадигм могут служить этические учения древних Индии и Китая, среди которых в этическом плане особенно выделяются брахманизм и буддизм в Индии и конфуцианство и даосизм в Китае (см. Рисунок 1).
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ
СИСТЕМЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Ортодоксальные Неортодоксальные Ортодоксальные Неортодоксальные
Рисунок 1. ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
2.Этика античности
Этические представления в Европе необходимо рассматривать с опорой на религиозно-мифологические учения Древней Греции (XII–IX вв. до н.э.), в которых главными источниками морали выступали боги– покровители родо-племенных общностей. Непосредственно этический аспект появляется (наряду с онтологической проблематикой) можно отследить в работах древнегреческих философов периода ранней Античности(VIII–V вв. до н.э.). На данном этапе еще затруднительно разделить этику и философию. На первое место, вслед за религиозно-мифологической основой, в трудах античных философов, приходит научно-рационалистический подход.
Окончательное оформление этики Античности происходит в классический период (V–IV в. до н.э.), когда появляются отдельные этические направления. Обозначим отдельные учения.
Этический релятивизм, основной идеей провозглашает относительность моральных ценностей, представлен с учении софистов(Протагор, Горгий и др.).
Этический рационализм, строится и обосновывается на основе логического мышления, развивался Сократом, который, опи
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Апресян Р.Г. Этика. Общий курс. – М.: ИФ РАН, 2001. — 77 с.
2. Гусейнов A.A. (ред.) История этических учений. – М.: Гардарики, 2003. — 911 с.
3. Кондрашов В.А., Чичина, Е.А. Этика. Эстетика /А.В.Кондрашов .- Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000.- 512 с.
4. Мишаткина, Т.В. Этика. Экспресс-курс /Т.В.Мишаткина.- Мн.: Новое знание, 2003.- 176 с.
5. Мишаткина Т.В. История этики и морали / Уч.-метод. пособие. – Мн., БГЭУ, кафедра психологии и педагогики, 2005. – 27 с.