Фрагмент для ознакомления
2
Земский собор 1649 года принимает Соборное уложение – кодекс отечественного права феодалов, который регулировал основные отношения в социуме. Данное уложение предполагало наличие жестоких наказаний не только на мятежи против царя и его оскорбление, но даже за драки на царском дворе. Можно сказать, так на законодательном уровне закреплялось постепенное создание абсолютной монархии.
Согласно уложению, создавалась структура в социуме, поскольку оно регламентировало права и обязанности всех сословий. Глобальные трансформации происходили в крестьянстве. Соборное уложение окончательно создало крепостное право. Так, устанавливался бессрочный розыск беглых крестьян.
В истории, как правило, выделяют две базовые концепции закрепощения русского крестьянства. Согласно концепции «указного» закрепощения, крепостное право вводилось по инициативе власти государства с целью поддержать обороноспособность страны и обеспечить служилое сословие. Данную точку зрения высказывали Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, С.Б. Веселовский и Б.Д. Греков, а также современный историк Р.Г Скрынников. В трудах В.О. Ключевского, М.П. Погодина и М.А. Дьяконова говорится о «бузуказной» теории, согласно которой крепостное право являлось следствием реальных жизненных условий в стране.
Население города прикреплялись к месту жительства и «тяглу», то есть несению повинностей государства. Огромная часть Уложения также посвящалась судебному порядку производства, уголовному праву. Законы того времени сейчас кажутся достаточно серьезными. За большую часть преступлений предусматривалась смертная казнь. Также в Уложении прописывались особенности несения военной службы, выезда в другие государства, таможенная политика и др.
Политическое развитие России в XVII в. характеризовалось эволюцией государственного строя. Сословно-представительная монархия постепенно переходила в абсолютизм. Важное место в то время принадлежало Земским соборам. В состав собора включалось высшее духовенство, Боярская дума и выборная часть. Это были московские дворяне, администрация приказов, уездное дворянство, верхняя часть «тягловых» слобод посада Москвы, казаки и стрельцы.
С начала правления Михаила Романова Земские соборы функционировали непрерывно, принимали участие в государственном управлении постоянно. При Филарете Романове Соборы становятся не такими активными. В 1653 году функционировал последний Земской Собор – он и решал вопрос о воссоединении Украины и России. Постепенно Земские Соборы перестают быть актуальными. В 1660-1680 гг. собираются сословные комиссии, число которых было огромным. Практически все комиссии состояли из бояр.
То, что переставали функционировать Земские Соборы, говорит о завершении перехода к абсолютизму. В структуре органов власти государства теперь наблюдалась роль Боярской думы. Но во второй половине XVII века значение Боярской думы падает .
Кроме того, в XVII веке развивается система приказов. Последние занимались конкретными отраслями в области управления государством внутри страны или в их ведение входило управление конкретными территориями. Основными были приказ Тайных дел, которым руководил Алексей Михайлович. Данный приказ занимался контролем за деятельностью высших государственных учреждений и должностных лиц. Поместный приказ оформлял наделы земли и проводил расследования суда по делам относительно земли. Посольский приказ осуществлял внешнюю государственную политику. Приказ Большой казны осуществлял контроль за финансами.
Основная административно-территориальная государственная единица – уезд. Структура местного управления создавалась в XVII веке не на основе выборных органов, а на власти воевод, которые назначались из центра. Воеводам подчинялись земские и губные старосты. Воеводы также осуществляли административную, судебную, военную власти, контролировали сбор налогов и податей.
Назначались воеводы Разрядным приказом. После – царем и Боярской думой. «Соискатели» на роль воевод обращались к царю с челобитной. Воеводы служили, как правило, 1-3 года, получали вотчину и поместный денежный оклад. В ведение воеводы входила приказная или съездная изба, в которой воевода и работал – управлял городом или уездом. Функционирование воевод осуществлялось приказом.
Полицейские функции воеводы определялись не четко законодательством. Как правило, это была охрана общественного порядка. Нельзя было допускать грабеж, бой, распутство и пр.
Воеводы отвечали за то, чтобы воры и разбойники не гуляли на свободе. Также воеводы следили за соблюдением правил пожарной безопасности, правил санитарной безопасности, чтобы соблюдались правила в торговле. Воеводы также отвечали за почтовую связь и дорожное дело.
В этом же веке продолжали свою работу земские и губные избы. Судопроизводство по делам губным осуществлялось дъяками, подъячими. Также они ведали тюрьмами.
Привилегированное сословие в то время – это светские и духовные феодалы (духовенство). Светские феодалы делились на чины.
В то время понятие чинов включало в себя не только служебное положение, но и принадлежность к конкретной группе феодального сословия. Верхушка феодального сословия состояла из бояр, окольничьих, дьяков и думных дворян. Следующим по положению были чины Москвы – к ним относились чиновники, стряпчие, дворяне. Далее следовали «низы» сословия чины в городе (провинциальные дворяне – «дети бояр»).
Огромная часть зависимого населения была представлена крестьянами. Лично свободные члены общины назывались черносошными крестьянами. Другие крестьяне были или частновладельческими (принадлежали помещикам), или дворцовыми, или удельными, которые принадлежали семье царя. Холопы также были рабами. Ремесленники и купцы также обладали повинностями. Богатые купцы считались «гостями». Стрельцы, пушкари и казаки также были зависимым сословием.
В России в те времена существовала определенная специфика в функционировании сословного строя.
Почему сословные различия закреплялись законодательно? Прежде всего, во время образования Русского централизованного государства и его последующего развития были определенные причины, которые инициировали законодательное закрепление сословной системы общества.
Среди приоритетных причин можно сказать о важности скорейшей мобилизации экономических и человеческих ресурсов в экстремальных
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Государство и право России в период сословно-представительной и абсолютной монархии (с середины XVI до середины XIX вв.). – М.: Юнити, 2016
2) Иловайский Д. История России / Д. Иловайский. - М.: Чарли, 2013. - 711 c.
3) Колюпанов Н.А. Очерк внутреннего управления в России при императрице Екатерине II.//Русская мысль. 1998. – Кн. 2. – 701с.
4) Кутьина Г. А. История отечественного государства и права. - М.: Юристъ, 2017. - 542 с.
5) Назаренко А.В. Указ. соч. С.149–157; Он же. Порядок престолонаследия на Руси X–XII вв.: Наследственные разделы, сеньорат и попытки десигнации (типологические наблюдения) // Из истории русской культуры. Т. 1 (Древняя Русь). - М., 2000. С. 500–520.
6) Савицкий П.Н. Заметки по русской истории.//Вопросы истории.-2001.- №11
7) Томсин В. А. Императрица Екатерина II (1729-1796)//Российские правоведы XVIII-XX веков: Очерки жизни и творчества. В 2-х томах. — Зерцало. — М., 2007. — Т. 1. — 543 с.
8) Чистяков О. И. История отечественного государства и права. - Москва: ЮРАЙТ, 2016.
9) Шатковская Т. В. История отечественного государства и права. - Москва: Дашков и Ко: Академцентр, 2016 - 414 с.
10) Шинаков Е.А. Образование древнерусского государства. - Брянск, 2002.