Фрагмент для ознакомления
2
I Теоретическая часть. Основы первобытной культуры
Введение
Термин «культура» зарождается еще в Древнем Риме как противопоставление термину «природа». То есть изначально рассматриваемый нами термин касался деятельности человека, которая преобразовывала природу. То есть то, что человек делал с землей, ухаживал за животными, занимался сельским хозяйством .
Постепенно культура как термин стала впитывать в себя более разнообразные значения и свойства предметов, явлений и пр. Культура уже впитывала в себя значение образования, воспитания.
Но до XVII века сам термин не употреблялся. С XVIII века при помощи рассматриваемого термина идейные просветители выражают идею «человечности», «гуманности» как противоположность природному. Культура воспринимается как то, что сможет возвысить человека; это достоинство человека. То, что способствует его нравственному самосовершенствованию.
После закрепляется расширенное понимание культуры, которое охватывает все, что отличает жизнь человека от природы. Сюда можно включить и плоды духовной жизни человечества, и преобразование окружающей среды, и социальные институты и пр.
Если же рассматривать культуру в узком смысле, то это уровень отношений, сформировавшихся в коллективе. Это традиционные нормы поведения определенной нации или народа.
Целью данной работы является рассмотрение основ первобытной культуры.
1 Периодизация и специфика первобытного общества
Первобытное общество всегда изменялось, проходило через разные этапы.
Дифференцируют несколько типов такой периодизации:
1) Общеисторическая;
2) Археологическая;
3) Антропологическая .
Специфическая методологическая ценность – это периодизация, которая основывается на археологических данных как один из базовых рубежей развития первобытного общества - «неолитическую революцию». «Неолит» переводится как «каменный век».
Вышеназванный термин вводит в историю археолог Г. Чайлд (Англия) в середине прошлого столетия, при описании принципиально качественного переворота, который произошел во всех областях человеческой жизни при переходе в неолите (примерно VII -III тыс. до н.э.) от присваивающего к производящему хозяйству. Происходит переход от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию, скотоводству, металлургии и металлообработке, производству керамики.
Переход этот берет свое начало в разных районах земного шара (Восточное Средиземноморье, Междуречье, Месоамерика, Горное Перу и др.) приблизительно 10-12 тыс. лет назад и занял несколько тысячелетий.
Данные изменения также перенеслись на всю экономическую сферу жизни первобытного общества, изменили ее социальную и духовную составляющие. И часто этот период называют «революцией», которая растянулась на несколько тысячелетий.
Такое разделение на периоде дает возможность четко разграничить, в каком временном периоде существовало первобытное общество, в каких временных рамках оно существовало, какая была социальная и духовная организация социума, какие воспроизводственные формы применялось человечеством. И тут появляется возможность определения форм организации власти и социально-регулятивных систем функционирования в обществе.
Долгое время предкроманьонский человек (появление – 40 тыс. лет назад), в основном, занимался охотой, рыболовством, собирательством плодов и корней растений. Этот период характеризовался присвоением готовых животных и растительных форм. Для осуществления этого предкроманьонский человек применял орудия из кремня, кости, дерева. Деятельность была связана с оружием.
Организация общества кроманьонцев определялась общиной семьи, руководство которой осуществляли ее наиболее авторитетные члены. Авторитет был у того, кто добывал пищу, знал обычаи и обряды. Фундаментом семейной общины были отношения между родственниками, интегрировавшие, как правило, несколько поколений. Это были родители, их дети, дети этих детей. Также был присущ относительно кочевой образ жизни на конкретной территории.
Общины семьи могли интегрироваться, также на основе родственных связей, в более крупные образования, чтобы быть защищенными от нападений. Это делалось для организации военных походов, коллективной охоты .
В таком обществе была строго определенная структура половозрастного разделения труда, распределения пищи, брачно-семейных отношений. Последние варьировались в зависимости от соотношения количества мужчин и женщин, их возраста, брачных форм (моногамные, гарем).
Какие властные институты были присущи такой организации? Власть предводителя, совет старейшин. Также была выборность. Вожди, предводители и советы старейшин сменялись.
Форма власти в первобытном обществе – потестарная (от лат. «potestas» - власть, мощь). Например, потестарная власть предводителя семейной общины основывалась не только на его авторитете, но и на возможности жёсткого принуждения. Если установленные правила нарушались, их нарушитель строго наказывался. Его даже могли лишить жизни. Первобытное общество знало и разные организационные типы разрешения споров состязания самих спорящих (в случае, когда считалось, что победитель выиграл спор, родственный суд, суд посредников, совета старейшин). Можно сделать вывод, что такая социальная организация первобытного общества давала равновесное общение человека и природы. Это был первый метод существования общества людей и он полностью удовлетворял их потребности.
На рисунке 1 мы представили особенности общественной власти в первобытном обществе.
Рисунок 1 – Особенности общественной власти в первобытном обществе
В первобытном обществе нет политической организации и норм права как инструментов управления государства. Власть в первобытном обществе носит только общественный характер. Власть инициируется род
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного в Москве. М.: ЭКСМО, 2003.
2) Гернес М. История первобытного человечества. — М.: КРАСАНД, 2010. — 111 с.
3) Дуглас М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу. - М., 2000.
4) Леббок Дж. Начало цивилизации и первобытное состояние человека: умственное и общественное состояние дикарей. — М: ЛИБРОКОМ, 2011. — 369 с.
5) Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. — СПб. : Европейский Дом, 2002. — 399 с.
6) Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном обществе. — М.: КРАСАНД, 2010. — 304 с.
7) Никонова С.И. Государственная политика в области идеологии и культуры в контексте советской действительности (середина 60-х – середина 80-х годов ХХ века) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Казань: ПМО КГАСУ, 2009
8) Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. М., 2001.
9) Шурц Г. Материальная и духовная культура. История первобытной культуры Т. 2, 2010. —с. 417
Интернет-ресурсы
10) Семенов М. Фильм, с которого все началось: феномен «Летят журавли»//Искусство кино, 08.05.2019//https://kinoart.ru/texts/film-s-kotorogo-vse-nachalos-fenomen-letyat-zhuravli (дата обращения 06.03.2020)