Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время, значительно увеличилась роль информационных технологий в жизни людей. Современное общество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией. Этот процесс включает в себя доступность любого гражданина к источникам информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы, высокий уровень информационного обслуживания. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала человека. Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, представляющую собой систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в глобальной интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий: компьютерных и телекоммуникационных. Информационные технологии предоставляют возможность: Рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса; Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием; Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения; Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения; Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Научно-технический прогресс вызвал техническое перевооружение народного хозяйства и обусловил быструю сменяемость применяемой в различных областях техники и технологий. Характерным для настоящего времени становится появление в производстве принципиально новых средств и технологий, базирующихся на непосредственном использовании последних достижений науки и техники. Изменение в ходе научно-технического прогресса основ современного производства, использование новых машин и технологий приводят к увеличению доли интеллектуального труда, творческой функции рабочего в труде, к его профессиональной мобильности и, естественно, вызывают преобразование системы знаний, умений и навыков, которые должны получить учащиеся в школе. На современном этапе развития образовательного процесса среди первоочередных стоят задачи резкого повышения качества обучения, мотивации учения, преодоления накопившихся деструктивных явлений. Нам представляется, что это возможно путем сочетания традиционных средств с новейшими достижениями науки и техники. В условиях модернизации образования все больше последователей находит идея усиления самостоятельного творческого мышления учащихся, их личностной ориентации, усиление деятельностного компонента в образовании. Важную роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет его активизация, основанная на использовании новых педагогических технологий, в том числе информационных. Необходимость поиска новых педагогических технологий обусловлена следующими противоречиями: между мотивацией и стимуляцией учения студентов; пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности; психологическим комфортом и дискомфортом; воспитанием и обучением; стандартом обучения и индивидуальным развитием отдельного человека; субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.
1. Использование информационных технологий в процессе обучения.
Информационная технология обучения- совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности.
Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами:
а) предметом (объектом) обработки (процесса) являются данные;
б) целью процесса является получение информации;
в) средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы;
г) процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью;
д) критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
Основу информационных технологий составляют три технических достижения:
появление новых средств накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, кинофильмы, магнитные и лазерные диски);
развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и в расстоянии, широкий охват населения средствами связи;
возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам. [1]
Информационные технологии делятся на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие.
Сберегающие экономят труд, время, материальные ресурсы.
Рационализирующие улучшают автоматические системы поиска, заказа и т. п.
Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в систему переработки и использования информации. Примером может служить технология организации телеконференций, на которых может осуществляться «мозговой штурм» определенной проблемы с использованием баз данных, вычислительных средств, моделирования и т. п.
Информационные технологии в обучении - это синтез современных достижений педагогической науки и средств информационно-вычислительной техники. Они подразумевают научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса с целью его оптимизации и повышения эффективности, а также постоянного обновления материально-технической базы образовательных учреждений.
В настоящее время развиваются следующие направления информационных технологий обучения:
1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы и т. п.);
2) компьютерные средства телекоммуникаций;
3) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;
4) мультимедийные программные продукты.
Необходимо различать такие понятия, как «компьютерное обучение» и «электронное обучение».
Согласно определению ЮНЕСКО, компьютерное обучение -такая система обучения, в которой одним из ТСО выступает компьютер.
Однако в настоящее время трактовка ТСО значительно шире. Так, современные разнообразные ТСО все больше развиваются на основе достижений макро- и микроэлектроники, поэтому многие специалисты
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Бурункин Д.А. Инновационные проекты муниципальной системы образования / Д.А. Бурункин, Л.В. Шмелькова; ИПК и ПРО Курганской области. - Курган, 2005.-102 с.
2. Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.-213 с.
3. Берлянт А.М. «Толковый словарь основных терминов» Издательство Пис., 1999 г.-96 с.
4. Варченко В.И. Способы проведения занятий с использованием ПМК "Радуга в компьютере». Материалы XI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк: "Байтик", 2000.- 48c.
5. Давыдов В.В «Проблемы развивающего обучения» Педагогика. - М., 1996. 17 с.
6. Даль В.И «Толковый словарь живого великорусского языка» Издательство Респулика.-М.,1997г.- 167с.
7. Карелина Н.А.Развитие общих компетенций учащихся по профессии «Станочник» на уроках теоретического обучения с применением информационно-коммуникативных технологий // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XVIII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.