Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Какие информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Вы считаете наиболее эффективными в практике преподавания изобразительной деятельности? Какие ИКТ Вы находите наименее приемлемыми?
Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а также повышают продуктивность самоподготовки учащихся. В практике дополнительного образования я считаю наиболее эффективными следующие ИКТ:
1. Информационные - приложения, предоставляющие информацию в различных форматах (текст, звук, графика, видео) (мультимедийные энциклопедии, ресурсы в сети Internet).
2. Учебные (учебно-игровые) – программы и приложения, способствующие формированию различных навыков, умений (тренажеры, тестовые задачи, тренировочные серверы). Различают следующие классификации педагогических игр:
• по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
• по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
• по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
• по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Задание 2. Раскройте основные общенаучные принципы и подходы методологии педагогики, применимые в практике дополнительного образования. Приведите примеры их реализации на практике.
К основным общенаучным принципам и подходам методологии педагогики относятся:
1. Принцип систематичности и последовательности. Включает в себя связываемые получаемые на данный момент знания с предыдущими. И продвижение в процессе обучения отталкиваясь от усвоения ребенком учебного материала. Вводить новые понятия на основе ранее изученных знаний. Устанавливать межпредметные связи и выделять в материале узловые пункты и сосредотачивать на них внимание детей. Обеспечивать развития системного мышления.
(Без полезно объяснять ребенку оттенки цветов, когда он не знает основных цветов. КРАСНЫЙ- алый, розовый, малиновый.)
2
2. Принцип наглядности обучения. Можно донести до детей, через сочетания различных видов наглядности: слуховые, зрительные, осязательные и т. д.
Использовать для этого различные наглядные средства образного мышления: моделей, схем и других ассоциативных заменителей реальных объектов. Привлекать детей к самостоятельной разработке моделей.
(Выйдя на природу, можно познакомить детей с окружающей природой через цветы. Используя зрительные, осязательные и обонятельные анализаторы.
Задание 3. Опишите познавательные психические процессы, сопровождающие дополнительное образование в области изобразительной деятельности.
Познавательные психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды. К ним относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Все они входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность.
Ощущение, отображение психикой человека отдельных свойств предметов и явлений. Так психика человека реагирует на внешние раздражители, информация поступает через органы чувств, сигналы они передают в кору головного мозга. Есть пять основных типов ощущения, которые разделяются в зависимости от анализаторных систем. Это зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, тактильное. Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью. Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.
Задание 4. Охарактеризуйте основные положения методики обучения изобразительному искусству в организациях дополнительного образования детей и взрослых.
Система дополнительного образования детей сегодня все активнее проявляет стремление к построению личностно-ориентированных образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка и способствующих многогранному развитию личности.
Цель дополнительной образовательной программы в области изобразительных искусств – развитие творчества, эстетического вкуса, чувства образного представления и воображения посредством обучения детей изображению предметов и явлений как образного отражения жизненных впечатлений.
Задание 5.Изложите основные положения современной теории обучения и воспитания.
3
Дидактика – отрасль педагогической науки, разрабатывающая теорию обучения и образования. Дидактика как наука – это педагогическая теория воспитывающего и развивающего обучения и образования. Обучение в широком смысле слова – это процесс формирования готовности к определенной деятельности на основе вновь приобретенного индивидуального опыта. По способу приобретения нового опыта выделяют: обучение через подражание; обучение путем проб и ошибок; обучение, организуемое другим лицом; программированное обучение; обучение с использованием обучающих машин. Традиционная в классической дидактике система принципов обучения включает в себя: принцип преемственности, систематичности и последовательности; принцип наглядности; принцип сознательности и активности учащихся в обучении; принцип самостоятельности; принципы доступности и научности; принцип связи теории с практикой; принцип прочности. Принцип систематичности и последовательности, который предполагает, что соблюдение преподавателем в своей практической деятельности следующих правил и требований: планировать систему занятий и каждое занятие; последовательность этапов и методов выстраивать в логике усвоения учащимися учебного материала. Вводить новые понятия и способы деятельности на основе актуализации ранее изученных знаний. Устанавливать в процессе обучения межпредметные связи. Моделировать жизненные ситуации и решать проблемные задачи. Выделять в учебном материале узловые пункты и на них сосредотачивать внимание учащихся, устанавливая логические связи между этими опорными. При изучении учебного материала обеспечивать развитие системного мышления учащихся на основе усвоения алгоритмов системного анализа разнообразных учебных и жизненных проблем.
Показать больше