Фрагмент для ознакомления
2
1. Компетентностно-ориентированные ситуационные задания
Проблемные педагогические ситуации
1.В семье растет сын. Родители любят его, окружают заботой, покупают разнообразные игрушки. Ему исполнилось 5 лет, и с ним стали происходить изменения. Он стал меньше играть с игрушками, все чаще пристает к взрослым, вмешивается в их разговоры, задает много вопросов. Родители в недоумении: раньше ребенок хорошо играл с игрушками, никому не мешал, а сейчас надоедает старшим и, если на его вопросы не отвечают, плачет.
• С какими формами общения связано такое поведение ребенка?
• Что можно посоветовать родителям?
Решение:
Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:
1. Подражание взрослым
2. Управление эмоциональностью поведения
3. Интерес к новым хобби и увлечениям
4. Стремление к общению со сверстниками
5. Быстрое формирование характера
Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться
Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим.
Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.
На вопросы ребенка нужно реагировать спокойно. По возможности отвечать. Придумать ребенку определенные обязанности.
Ребенок познает мир. Развиваясь, он все больше начинает интересоваться окружающими его предметами, жизнью людей, природы, задумываться над тем, что видит и слышит. Но круг его понятий очень узок, вот почему он и прибегает к помощи взрослого. Вопросы ребёнка показывают, как растет его сознание. Из детских вопросов можно узнать, чем интересуются дети, какие у них знания, как расширяется кругозор, какие трудности при этом встречаются. Взрослые должны внимательно прислушиваться к их вопросам, разумно и правильно на них отвечать. Развивать детское внимание, память, наблюдательность, любознательность. Это поможет в дальнейшем во время учения в школе.
Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами ("Мир на ладошке").
Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.
Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: “Почему чашка разбилась?” – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.
Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!
Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.
Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос — ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе: ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос.
Не всегда надо отвечать на вопросы ребёнка. Не бойтесь сказать ему: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Тебе надо немного подрасти, пойти в школу, и тогда ты сможешь сам ответить на свой вопрос».
Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Это может обидеть ребенка, и он в дальнейшем будет стесняться что-либо спросить.
2. Ребенок средней группы замкнут, неактивен, из неблагополучной семьи, с детьми не общается, предпочитает уединение. На предложение воспитателя поиграть охотно соглашается, но его не интересуют действия с игрушками, прижимается к воспитателю, стремится забраться на колени.
• На каком уровне (форме) общения находится ребенок?
• Какие педагогические действия должен предпринимать воспитатель?
Ситуативно-личностное общение
Основные направления работы с замкнутым ребенком:
1. Устранение причин, приведших к этому нарушению;
2. Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками;
3. Гармонизация отношений ребенка в семье и группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим детям, но и показать им, что ребенок не так плох или злобен, как они о нем могли думать);
4. Обучение ребенка навыкам общения и установлению контакта.
3. Прочитайте рассказ В. Драгунского «Заколдованная буква» (см. приложение)
• Какие особенности коммуникативных действий дошкольников в общении со сверстниками ярко проиллюстрированы писателем?
• Выделите особенности построения предложений, лексики, звукопроизношения, характерные черты диалога.
Главная мысль рассказа "Заколдованная буква" учит прежде чем смеяться над другими, оглянись на себя.
Но Дениска не был плохим мальчиком, он веселился над своими друзьями, у которых выпали зубы и потому они не могли правильно сказать слово. Дениска забыл, что у него тоже нет зуба и еще хорошо, что Аленка и Мишка не слышали, как он говорит: "Фыфки", а то бы они еще больше над ним смеялись.
Главный смысл рассказа «Заколдованная буква» состоит в том, что людям свойственно замечать чужие недостатки и смеяться над ними, не замечая при этом своих собственных недостатков. Мишка смеялся над Аленкой, которая не выговаривала букву «ш», а сам при этом тоже не мог ее выговорить. Рассказ учит быть внимательным к своим друзьям и близким, чтобы напрасной насмешкой не обидеть их
4. В старшей группе появился новый мальчик, который не посещал раньше детский сад. Он громко разговаривает, высказывает просьбы в виде требований, срываясь на крик, не умеет выслушивать сверстника. На просьбы говорить тише, чтобы не мешать другим детям, почти не реагирует.
• Какими будут ваши действия как воспитателя?
• В чем Вы видите причины такого поведения?
Агрессивное поведение ребенка формируется дома, если ребенок периодически наблюдает сцены насилия дома и по телевизору – соответственно, сам он тоже будет причинять боль другим и решать конфликты с помощью драки. Еще одна причина – это неумение справляться со своими отрицательными чувствами: ребенок не знает, как выйти из непонятной и неприятной для него ситуации, и начинает драться. Немаловажным фактором, влияющим на общительность ребенка, является семья. Отношения между членами семьи откладывают отпечаток на личность ребенка. Если дома он привык, что его слушают и уважаю, то при общении с другими людьми он будет стремиться к такой же позиции. Если же в стенах дома ребенок привык быть «никем», то в компании сверстников ему будет сложно общаться на равных.
Для того, чтобы облегчить вхождение ребенка в новый коллектив или вступление в контакт с окружающими людьми, следует найти ответы на три вопроса. Во-первых, хочет ли малыш общаться? Во-вторых, умеет ли он начинать, вести и поддерживать диалог? И, в-третьих, знает ли он нормы поведения в разных условиях и ситуациях? Именно от того, хочет ли ребенок общаться, умеет ли и знает, как это нужно делать, зависит его комфортное и эмоционально-положительное состояние в кругу людей.
Педагог может незаметно привлекать малыша к совместным играм, назначая ему определенные роли, показывать остальным детям, какой хороший рисунок нарисовал новый член коллектива, похвалить при всех за выполненное поручение. Дети в группе по-другому оценят новенького, и он получит свое место в новом коллективе. Избалованного, недисциплинированного ребенка в детскому саду следует приучать к режиму и требованиям взрослых, учить самообслуживанию, умению играть со сверстниками, делиться игрушками. Играть с ним, показывая, какие послушные и щедрые у него игрушки. Доброжелательность, внимание воспитателя останутся стержнем общения, основой его дальнейшего развития.
Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослыми
Умение общаться и быстро адаптироваться в новом коллективе сверстников и среди незнакомых людей зависит не только от качества воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка. Дети бывают лидерами и заводилами, тихонями и пассивными исполнителями. В зависимости от этих индивидуальных личностных качеств малыша и будет зависеть стиль формирования у него коммуникативных умений. Если малыш активно включается в общение с окружающими людьми, не стоит его останавливать и делать замечания. Поверьте, он никому не мешает. Правда, если его поведение не соответствует правилам, следует остаться с ним наедине и объяснить, что он делает не так. Если же ребенок боится идти на контакт, не надо его заставлять, а лучше показать на собственном примере, как нужно общаться.
Принимайте малыша таким, какой он есть, помогайте ему справляться с трудностями общения, учите его выслушивать людей, адекватно реагировать на похвалы и замечания, действовать в соответствии с правилами.
Проблемные формы общения ребенка со сверстниками
Тема о формах общения ребенка со сверстниками крайне важна. Ведь самое важное качество, отличающее человека от животных, — это потребность в общении. В общении люди передают друг другу опыт прошлого, строят планы и делятся впечатлениями о настоящем. Именно с раннего детства начинают формироваться коммуникативные навыки, которые будут необходимы в дальнейшей жизни.
Дети имеют свои особенности общения, отличающиеся от взрослых. Необходимо знать об этих специфических чертах, чтобы помочь ребенку наладить отношения со сверстниками. В данном случае речь идет об искусстве направлять своих детей в русло конструктивного взаимодействия с другими ребятами, чтобы потом не пришлось проводить коррекцию поведения с психологом.
5.Ребенок младшего дошкольного возраста не пользуется речью в общении с воспитателем, хотя с родителями разговаривает. Что Вы будете делать?
Подобные перемены в поведении ребенка – от застенчивости до активности – связаны с его отношением к взрослым людям. С теми, кто вызывает у ребенка ощущение комфорта и безопасности, ребенок ведет себя вполне уверенно и открыто. И наоборот – чем труднее осуществляется взаимодействие с взрослым, тем дискомфортнее чувствует себя ребенок.
Возможно, также, что возникшая трудность связана с тем, что ребенок тяжело адаптировался к обучению в детском саду. Такие проявления, как "молчит, не отвечает" говорят не столько о наличии застенчивости или тревожности у ребенка, а характеризуют способ его защиты. Самое оптимальное решение возникшей сложности, связано с поиском такого воспитателя, который поможет ребенку почувствовать себя комфортно.
6.Определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) соответствует следующая характеристика связной речи:
Старший возраст. В беседе со взрослым ребенок правильно отвечает на вопросы, выслушивает ответ, сам задаёт большое количество вопросов.
Средний возраст. В процессе пересказывания литературных произведений ребенок может самостоятельно передать содержание небольших сказок, рассказов, не только знакомых, но и впервые прочитанных.
Средний возраст. Умеет составить небольшие рассказы по картине, игрушке, опираясь на образец рассказа воспитателя или по плану, предложенному взрослым, при этом ребенку необходима помощь.
Младший возраст. При составлении рассказов из опыта испытывает некоторые затруднения, не всегда может логично передать происходившие события, т.к. большое место занимает ситуативная речь, перескакивает с описания одного события на другое, логика повествования нарушается, языковые средства дополняются жестами, мимикой.
Младший возраст. Самостоятельно придумать рассказ по теме, предложенной взрослым, не может.
7. В старшую группу детского сада пришла новенькая девочка, она быстро освоилась и стала каждый день загадывать детям загадки. Воспитатель, видя интерес девочки к этому, тоже загадал ей загадки и отметил, что ни одну из них девочка не смогла отгадать, а главное даже не пыталась думать над отгадкой.
• Объясните причину такого поведения девочки.
• Какую работу следует проводить с этим ребенком?
Этот ребенок, на мой взгляд, типичный псевдолидер.
Как вести себя с «псевдолидером»
Постарайтесь постепенно подвести ребенка к мысли, что «не главным» и «не первым» может быть тоже интересно и увлекательно. Можно привести несколько жизненных примеров, где тот, кто «первый», опирается на тех, кто рядом, и часто он не может справиться без поддержки других людей.
Важно показать «псевдолидеру», что другие ребята тоже могут быть сильными, добрыми, хорошими товарищами, т. к. часто «псевдолидеры» – глубокие индивидуалисты, видящие в других лишь соперников. И самое главное – найти возможность показать ребенку, что успех бывает не только личным, но и совместным с другими, где каждый вносит свою лепту.
Постарайтесь научить ребенка справляться со своей неуверенностью.
8. Внимательно прочитайте характеристику речевого развития и определите, какому дошкольному возрасту (младшему, среднему, старшему) она соответствует.
Средний возраст. Дети активно осваивают построение разных типов высказываний (описание, повествование, рассуждение), умеют анализировать структуру любого связного высказывания (начало, середина, конец). Осваивают родовые понятия, такие, как транспорт водный, воздушный, наземный, подземный. Все звуки родного языка произносят отчетливо. Происходит развитие фонематического восприятия. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
9. Ребенок допускает ошибки в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных. Назовите дидактические игры и упражнения, которые помогут ребенку усвоить способы словоизменения существительных. На каком содержании вы будете проводить эту работу в младшем возрасте, в старшем возрасте?
Игра «Скажи наоборот», «Волшебник», «Один - одна - одно - одни», «Кто что любит?»
10. Ребенок неправильно образует названия детенышей животных. Назовите дидактические игры и упражнения, которые вы будете использовать в работе с ребенком по формированию способов словообразования. На каком содержании (приведите пример) вы будете проводить эту работу. Обоснуйте, почему.
Показать больше