Фрагмент для ознакомления
2
Введение
К. Лоренц (зоолог, Австралия) посвятил свою жизнь изучению поведения животных и написал книгу «Кольцо царя Соломона». В предисловии к книге автор рассказывает о легенде и Библии, согласно которой царь Соломон мог разговаривать на языке животных, который не понятен другим людям . К. Лоренц высказывает предположение, что это является истиной, и Соломон на самом деле мог беседовать с животными. В том случае, когда «сигнальный код» общественных видов животных можно назвать языком, в таком понимании язык может быть понят человеком, который знает «словарь» животных. На самом деле, у многих животных существует свой «язык», который является достаточно простым, благодаря ему животных общаются между собой, передают друг другу состояние радости, страха, голода и др. Многие звуки, которые издаются животными, можно перевести на человеческий язык, не одним словом, а фразами. Например, крик гусей «га-га-га» имеет смысл «торопитесь, торопитесь!». А более длинное «га-га-га-га-га-га» означает «тут есть чем поживиться, задержимся здесь».
Э. Боймер (Германия) на основании наблюдений в течение 60 лет установил, что птицы, принадлежащие к семейству куриных, применяют свой язык, который включает в себя 30 звуков, которые отличаются музыкальным тоном. Данные звуки отражают конкретное настроение или желание, например, «я хочу есть», «не трогайте меня» и др.
Разнообразными являются способы и методы коммуникации у насекомых. Этномолог П. И. Марковский, изучая несколько лет красногрудых древоточцев, которые характеризуются крупными размерами, установил, что сложные взаимоотношения членов семьи муравьев связаны с конкретными жестами. Это сигналы «Дай поесть», «Какой это запах?», «Внимание», «Чужой запах», «Тревога», «Берегись», «Кто ты», «На помощь» и др. Многие годы изучался и язык обезьян. «Словарь» гамадрилов включает в себя 40 сочетаний разных звуков (сигнал опасности «ак!ак!ак!», перекличка «ау» - как перекликаются между собой люди в лесу, но ударение на первом слоге и др). Шимпанзе, живущие в естественных условиях, могу издавать до двадцати разных звуков, которые выражают тревогу, удовольствие и другие эмоции. Целью данной работы является рассмотрение вопроса обучения языку человека, границ достигнутого и причин неудач.
Задачи:
1) Характеристика первых опытов обучения обезьян языку человека;
2) Анализ экспериментов, удачных и неудачных в обучении обезьян языку человека;
3) Изучение итогов работы приматологов в изучении интеллекта обезьян.
1 Первые опыты обучения обезьян языку человека
Первые опыты обучения обезьян языку человека состояли в обучении обезьян человеческому звукопроизношению.
Первые попытки научить обезьян разговаривать помогли укрепиться в мнении, что язык присущ только человеку и коммуникации человекообразных обезьян такие же, как и у других животных. И это укладывалось в схему «стимул-реакция на стимул».
В 1916 г. Уильям Фернисс начал свой эксперимент с молодым орангутаном, ставя целью научить его говорить. Много лет обучения дали скромные результаты. Обезьяна научилась говорить слова «папа» и «чашка». Эксперимент показал, что орангутаны, как и шимпанзе, не применяют движения губ и языка и издают естественные для них звуки. Освоенные орангутаном слова принадлежали к разряду тех, что не требовали управления движениями губ и языка.
В 30-е годы прошлого столетия более серьезных результатов достигла Н.Н. Ладыгина-Котс. Она первой из исследователей обратила внимание на тот факт, что взаимопонимание с шимпанзе можно найти путем простого общения, как общаются с детьми, а не на базе дрессировки и выработки условных рефлексов.
В середине прошлого столетия К. Хеййз предпринимает попытку обучения говорить шимпанзе по имени Викки. Шимпанзе могла сортировать предметы по признаку цвета, формы, размеров и комплектности, могла находить в наборе одинаковые картинки предметов с заданными признаками. Викки научили считать до пяти. На фоне этих достижений решение когнитивных задач Викки в обучении языка было скромны – было изучено 4 слова.
Далее, также проводились изучения возможностей обучения обезьян человеческому языку.
Успехи по данному виду обучения обезьян пришли не сразу. Звуковой язык трудно давался обезьянам. Но когда было принято решение использовать язык жестов, то обезьяны стали обучаться быстрее. Разговором на жестовом языке у человека управляет правое полушарие. Как структурирована речь в мозге у шимпанзе – пока не понятно и не изучено. Скорость, с которой обезьяны усваивают названия явлений и предметов, обобщают их, распространяя на другие явления и предметы, говорит о том, что многие обобщения высокого порядка существовали в их мозге до начала процесса обучения.
Кроме того, обобщения и некоторые понятия создаются и в мозге глухонемых, кто никогда не обучался никаким навыкам речи. Но в каком полушарии необученного глухонемого хранятся эти обобщения – тоже не изучено.
2 Первые положительные результаты в обучении языку обезьян
К Хейз делает вывод, что человекообразные обезьяны не могут овладеть речью. Способность к речи, как полагал К Хейз, тесно соединяется с математическими способностями и способностью запоминать последовательность действий. А минимальный уровень шимпанзе не могут усвоить. Выводы, которые сделал К Хейз, соответствовали общепринятой парадигме в науке того времени о качественной уникальности человека в плане речи, способностей когнитивного характера и социального поведения.
Может быть, эксперименты по обучению обезьян языку и так и прекратились бы, если бы фильм о Викки, который был снят К. Хейзом, не увидели Гарднеры, психологи из университета штата Невада. Они были одними из первых, кто добился положительных итогов в обучении обезьян. Летом 1966 году они приобрели молодую самку шимпанзе и предприняли попытку научить ее языку. Способом обучения они выбрали язык жестов США (амслен), используемый многими глухонемыми людьми. Первое слово шимпанзе Уошо было слово «еще». К этому знаку шимпанзе прибегала тогда, когда просила, чтобы ее пощекотали, обняли и угостили, и тогда, когда она хотела еще изучать слова. Спустя пять лет Уошо уже знала 160 слов, которые использовала в разных ситуациях в разговоре, как отдельно, так и в сочетаниях друг с другом.
Практически в это же время в штате Калифорния доктор Дэвид Примак обучает языку еще одну шимпанзе – Сару. Языковыми элементами Сары были разноцветные пластиковые жетоны различной формы, которые назывались Д. Примаком «образцами» языка. Примак и Сара общались между собой, составляя сообщения на доске из магнита. Сара была обучена складывать из жетонов целые предложения, например: «Сара положить яблоко корзинка банан блюдо». Д. Примак цитировал Ж. Пиаже, согласно которому обучение животных языку – это структурирование тех знаний, которые уже аккумулированы человеком.
Ученые создавали для детенышей обезьян условия, в которых учатся и воспитываются человеческие дети глухонемых родителей. Работа проводилась на протяжении многих лет и дала огромные и интересные результаты. Количество усвоенных слов, включая не только знаки предметов, но и некоторые понятия абстрактного характера, достигало несколько сотен. Обезьяны активно общались со своими учителями на жестовом языке. Но мир ученых выразил недоверие к таки результатам, что выразилось в обычном понимании эксперимента как имитации обезьяной тех слов и выражений, которые применял исследователь в разговоре с ней. После такой критики был поставлен интересный опыт.
Показать больше