Фрагмент для ознакомления
2
1. Субъекты проведения антикоррупционной экспертизы
Антикоррупционная экспертиза является новым институтом для российского законодательства, она призвана усилить контроль за деятельностью органов государственной власти, призвана реализовать принцип открытости и публичности деятельности государственных органов. Необходимость такого института, прежде всего, объясняется особым акцентом по профилактике коррупционных правонарушений, которые в последнее время набирают большие обороты внутри нашего государства.
По смыслу Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза – это правовая проверка нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях обнаружения в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Проведя анализ действующего российского законодательства, которое непосредственно направлено на регулирование организационно-правовых аспектов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов их проектов можно сделать вывод о том, что объектом антикорруционной экспертизы являются практически все нормативные акты за исключением нормативного правового акта, который обладает высшей юридической силой на территории Российской Федерации – это Конституции Российской Федерации, а также международные нормативные правовые акты.
Неукоснительность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов означает требование к органам государственной власти и органам местного самоуправления об обязательном проведении антикоррупционной экспертизы . К субъектам, которые обязаны проводить данную экспертизу, относятся органы прокуратуры, Министерство юстиции РФ и его территориальные подразделения, федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, которые являются разработчиками проектов нормативных правовых актов и их проектов. Вышеуказанные субъекты проводят официальную антикоррупционную экспертизу, то есть проведение экспертных действий является одной из
3
реализаций обязанностей, которые возложены на них в соответствии с законодательством о противодействии коррупции.
Субъекты антикоррупционной экспертизы являются субъектами административного права. В свою очередь, субъекты права делятся на индивидуальных, коллективных и общественные образования.
Говоря о субъектах антикоррупционной экспертизы, мы имеем в виду участников правоотношений, возникающих в ходе данной экспертизы. Рассмотрим круг таких субъектов.
Индивидуальными субъектами антикоррупционной экспертизы являются граждане, аккредитованные в качестве независимых экспертов, и должностные лица органов власти, государственных и муниципальных организаций.
К коллективным субъектам относятся Прокуратура РФ, Минюст России, другие государственные органы, включая суды и представительные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, а также их структурные подразделения.
При рассмотрении круга субъектов антикоррупционной экспертизы нельзя обойти стороной вопрос о том, все ли субъекты экспертизы являются экспертами. Под экспертом понимается в первую очередь сведущее лицо, обладающее теорией и методикой производства экспертиз какого-либо одного или нескольких родов (видов), которому поручено проведение экспертизы.
2. Прокуратура РФ как субъект проведения антикоррупционной экспертизы
В качестве субъектов проведения антикоррупционной экспертизы выделяют: прокуратуру Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области юстиции, органы, организации, их должностные лица. При этом, институты гражданского общества и сами граждане также могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) за счет собственных средств.
В ходе осуществления своих полномочий прокуроры проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов по вопросам, которые касаются:
прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, земельного, градостроительного и других сфер законодательства;
социальных гарантий лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
В результате проведенной экспертизы, выявленные в нормативном правовом акте коррупционные факторы, отражаются в подлежащем обязательному рассмотрению требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в предусмотренном процессуальным законодательством РФ порядке.
Несмотря на то, что формулировка п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона № 172-ФЗ не ставит рамок в определении возможностей органов прокуратуры при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, объектами обязательной антикоррупционной экспертизы,
4
проводимой органами прокуратуры, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 172-ФЗ могут выступать только нормативные правовые акты по вопросам, перечисленным в вышеуказанной норме. В остальных же случаях антикоррупционная экспертиза с участием органов прокуратуры носит необязательный характер. В случае выявления коррупциогенных факторов, информация направляется в органы, принявшие такие акты, а в случае выявления их несоответствия федеральному законодательству приносят протесты.
Стоит отметить, что большинство правовых актов подвергающихся антикоррупционной экспертизе со стороны органов прокуратуры составляют акты местного самоуправления.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Деревскова В. М., Евдокимов К.Н., Ефимова Ю.С., Кузьмин И.А., Куликов М.Ю., Любушкина В.П., Онохова В.В., Романов Д.И., Юрковский А.В., Юрковский А.В. Муниципальное право России: учебное пособие / под ред. Юрковского А.В. – Иркутск, 2014. – 327 с.
2. Короткова О.А. Органы прокуратуры как субъект антикоррупционной экспертизы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 7 (135). С. 122-126.
3. Мелешко А.О. Субъекты антикоррупционной экспертизы // В сборнике: Правовые проблемы укрепления российской государственности сборник статей. Под редакцией М.М. Журавлёва, А.М. Барнашова, С. С. Кузнецова. Томск, 2012. С. 51-53.
4. Романова И.С.Министерство юстиции РФ и его территориальные подразделения как субъекты антикоррупционной экспертизы // Вопросы современной юриспруденции. 2013. № 30. С. 13-19.