Фрагмент для ознакомления
2
Цель теоретических занятий обеспечить будущих специалистов системой прикладных научно-обоснованных и новых знаний и умений, которые обеспечивают правильное и методически обоснованное применение средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональной деятельности.
Контрольные занятия по профессионально-прикладной физической подготовки направлены на этапный и итоговый контроль за уровнем теоретических и практических знаний студентов к избранной профессии и специализации.
К внеурочным занятиям относится утренняя гигиеническая гимнастика, являющаяся обязательным элементом распорядка дня. Ее продолжительность составляет от 10-15 минут с постепенным возрастанием до 30 минут. Комплекс может состоять из 8-15 упражнений. Каждое упражнение повторяется 6-8 раз и начинается в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений с постепенным увеличением до средних величин. Повороты, наклоны туловища и головы, приседания, выпады можно повторять от 16 до 24 раз, упражнения на координацию - 8-12 раз.
Внеурочные занятия проводятся в спортивных секциях, группах специальной физической подготовки, группах здоровья, широко организовываются занятия по прикладным видам спорта.
Также одной из значимых форм профессионально-прикладной физической подготовки являются спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, которые проводятся по календарным планам и программам на первенство учебных групп, между ними, на первенство курсов, факультетов и всего учебного заведения .
Таблица 1.1 – Профессионально важные качества судоводителя
Физические Психофизические Психические
Выносливость: мышечно-
статическая выносливость;
Быстрота; Ловкость;
Устойчивость сенсорного
контроля; Эмоциональная
устойчивость. Вестибулярная устойчивость; Концентрация и
устойчивость внимания;
Умственная выносливость; Оперативная и долговременная память; Самостоятельность; Настойчивость
Оперативное мышление;
Решительность;
Гуманность в отношении к человеку, хорошее владение культурой речи.
Высокий уровень технической подготовки, необходимый для управления судном – не единственное требование к судоводителю. Учитывая все служебные обязанности, потребуются навыки ведения документации. Для руководства экипажем, работающим в замкнутом пространстве, в море, судоводителю пригодятся знания психологии и коммуникативные способности.
Основные знания и навыки, которыми должен обладать судоводитель, это:
-Знание технических возможностей судна (маневренность, грузоподъемность и т.д.)
-Отличный глазомер, чтобы определять расстояние и вес груза
-Умение быстро производить расчеты
-Знания метеорологии и особенностей фарватера (глубины, времени приливов и отливов, скорости ветра, течения и т. д.)
Высокая внутренняя самоорганизация, способность быстро принимать необходимые решения и точно их формулировать – качества, необходимые для командования экипажем, основа его безопасности в походе.
Несмотря на то, что современные суда оснащены по последнему слову техники, морская стихия непредсказуема. Судоводитель должен обладать высокой физической выносливостью, как и любой член команды. Как и тысячи лет назад, за штурвалом могут стоять только сильные, мужественные и выносливые люди .
Известно, что физические и специальные при¬кладные качества могут развиваться не только на за¬нятиях физической культурой и спортом, но и в процес¬се трудовой деятельности. Однако такая «подготови¬тельная» роль самого труда проявляется только на первых этапах профессиональной деятельности и то лишь до определенного уровня, что в некоторой степени задерживает профессиональное совершенствование че¬ловека. Поэтому содержание профессионально-прикладная физическая подготовка студентов к их будущим профессиям тесно свя¬зано с развитием тех функций и качеств, которые соответствуют критерию пригодности человека к этим про¬фессиям.
Таким образом, определяя задачи и содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся на различных специальностях, необходимо учитывать факторы будущей профессиональной деятельности: форму, условия и характер труда, а также индивидуальные особенности специалиста.
2. Развитие профессионально важных жизненных качеств судоводителя посредством занятий спортом
Особая роль в воспитании важных жизненных качеств судоводителя принадлежит циклическим видам спорта (ЦФУ), характеризующимся многократно повторяющимися однотипными циклами движений, при этом фаза окончания одного цикла является началом другого .
Наиболее доступным ЦФУ является ходьба. Она включает в физическую работу более 50% мускулатуры тела. В зависимости от ее темпа энерготраты возрастают в 3–10 раз. При ходьбе значение имеет не только расстояние, но и скорость перемещения, дыхание, осанка, психический настрой.
Мощный эффект обеспечивает и бег, при котором значение имеет длительность, скорость перемещения, дыхание, осанка, техника движений.
По темпу бег может быть: медленный – 140 шаг/мин; средней интенсивности – 150 шаг/мин; быстрый – 160 шаг/мин; очень быстрый – 170 шаг/мин.
Ходьба на лыжах, катание на коньках, езда на велосипеде и гребля обеспечивают развитие физических качеств за счет включения в работу основных групп мышц и аппарата дыхания в условиях преодоления местности с различным рельефом, сопротивления воды и воздуха, нахождения на свежем воздухе, большой тратой энергии. Они могут применяться в форме тренировки, прогулки или похода.
Занятие лыжным спортом оказывает всестороннее положительное влияние на человеческий организм, способствует совершенствованию физического развития, закаливанию, укреплению здоровья. В ходе занятий человек приобретает ценнейшие прикладные навыки, улучшаются все физические качества (прежде всего выносливость).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аксенов М.О. Лыжный спорт. Учебное пособие /М.О. Аксенов.-Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2015- 48 с.
2. Ильин В.И. Физическая подготовка студентов ВУЗов /В.И. Ильин. - М: Высшая школа,1978. - 144 с.
3. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни.- Ростов н/Дону, 2014.- 254 с.
4. Кто такой судоводитель? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fulledu.ru/articles/1487_sudovoditel.html. (Дата обращения: 10.03.2020).
5. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Прикладная физическая подготовка. М.: Владос-Пресс, 2003.-256 с.
6. Павлов С.Е. Секреты подготовки хоккеистов /С.Е. Павлов. – М. : Физкультура и спорт, 2008. -224 с.
7. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура: /А.ГФурманов, М.Б. Юспа.– Мн: Тесей, 2016. – 528 с.
8. Холодов Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Академия,2016. – 480 с.
9. Шпак В.Г. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций /В.Г.Шпак, А.А.Синютич.-Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2019 – 168 с.