Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В условиях продолжающейся в Российской Федерации правовой реформы важным элементом процесса развития народовластия должно стать внедрение самоуправленческих начал. Местное самоуправление является логическим выражением объективно развивающегося в России и необратимого процесса демократизации.
Отрасль муниципального права РФ изучается в рамках муниципально-правовой науки. Сама наука муниципального права в соответствии с этим выступает одной из отраслевых юридических наук вместе с административным, конституционным, финансовым, гражданским, уголовным, правом и т.д.
Несмотря на то, что наука муниципального права не относится к числу основных ( базовых) отраслей права и ее место определяется вторичностью наряду с прочими комплексными отраслями , она тем не менее является составной частью российского государствоведения, в центре внимания которой находятся проблемы всестороннего изучения отрасли муниципального права, муниципально-правовых норм и институтов муниципального права как правовой отрасли.
В отличие от практики, сложившейся в большинстве современных зарубежных федеративных государств, где проблемы местного самоуправления являются предметом ведения субъектов РФ, в России в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет ряду ученых сделать вывод о том, что в Российской Федерации местное самоуправление, являясь одной из основ конституционного строя, может выступать в роли базы также и федеративных отношений.
Цель исследования – рассмотреть нормативно-правовые акты субъектов федерации в системе источников муниципального права.
Задачи исследования:
- рассмотреть источники муниципального права;
- рассмотреть функции муниципального нормотворчества.
1. Нормативно-правовые акты субъектов федерации в системе источников муниципального права
Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает специфику структуры системы нормативных правовых актов Российской Федерации.
Для России характерна трехступенчатая структура. Система НПА состоит из правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней. Муниципальные нормативные правовые акты принимаются органами местного самоуправления и муниципальными образованиями. Проанализировав положения норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» классифицируем виды нормативных правовых муниципальных актов:
а) устав муниципального образования — нормативный правовой акт, который закрепляет правовой статус муниципального образования.
В Уставе определяется функциональная деятельность органов местного самоуправления. Устав устанавливает основы осуществления финансово-экономической, организационной деятельности местного самоуправления;
Рассмотрим интегративные свойства устава муниципального образования:
1. Императивность: обязательность наличия устава в каждом муниципальном образовании, независимо от его вида. К сожалению Закон 2003 г. напрямую не говорит об обязательности устава, но включает его в систему муниципальных правовых актов (ст. 43), что подтверждает его значимость и необходимость.
2. Высшая юридическая сила: устав обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим муниципальным правовым актам, принимаемым в конкретном муниципальном образовании. В случае противоречия указанных актов уставу - действует последний (ч. 2 ст. 43). Однако Закон 2003 г. приравнивает по юридической силе устав муниципального образования и решения, принятые населением на местном референдуме. В этой связи закономерно возникает вопрос: какой из указанных актов следует применять
в случае коллизии? Прямого ответа на этот вопрос Закон 2003 г. не содержит. В юридической литературе по этому поводу высказаны различные точки зрения. Одни авторы считают, что такие решения по своей юридической силе могут превосходить нормы устава. Другие считают, что Закон 2003 г. исходит скорее из равнозначности уставов муниципальных образований и актов, принятых на местных референдумах, признавая, что те и другие являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. На наш взгляд, в случае коллизии данных актов, приоритет должен быть отдан решениям, принятым непосредственно населением на местном референдуме. Обоснование следующее: Закон 2003 г. не предусматривает возможность внесения представительным органом муниципального образования изменений в нормативный правовой акт, принятый на местном референдуме, даже если на это право представительного органа указано в самом правовом акте, принятом на местном референдуме. При этом местный представительный орган всегда имеет право и возможность внести изменения в устав муниципального образования.
3. Прямое действие устава: его нормы действуют непосредственно, независимо от их конкретизации (детализации) в иных муниципальных правовых актах конкретного муниципального образования.
4. Особый субъект и порядок принятия: устав принимается представительным органом муниципального образования большинством в две трети голосов от установленной численности его депутатов, а в поселениях, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан - населением непосредственно на сходе граждан (ч. 3,5 ст. 44). Прежде (по Закону 1995 г.) устав принимался либо населением (местный референдум), либо представительным органом местного самоуправления. Как показала
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40, ст. 3822; 2019. № 30, ст. 4128
2. Васильчиков А.И. О самоуправлении. СПб., 1869. - С. 211.
3. Герцен А.И. Письма в будущее. М., 1982. - С. 261.
4. Михайлов Г.С. Местное советское управление. М., 1927. - С. 14.
5. Муниципальное право России: учебник / С.А. Авакьян, В.Л. Лютцер, Н.Л. Пешин [и др.]; отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Проспект, 2009. - 544 с.
6. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М., 1894. - С. 118.
7. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 672 с.