Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Любой социум представляет собой не что-то однородное. Социум внутренне разделен на различные социальные группы, слои и общности. Все они объективно, обусловлено взаимосвязаны между собой социально-экономическими, политическими, духовными связями. Общество целостно. О его функционировании как единой целостной системе говорили такие социологи, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и др.
Социальная структура социума – это общность связей и взаимоотношений, в которые вступают между собой группы в социуме. Это экономические, социальные, политические и духовные взаимосвязи.
Независимо от того, к какой расе и культуре принадлежит человек, он находит свое самовыражение в социуме.
По мнению Ф. Тенниса, социология представляет собой не телесное, психологическое исследование индивида, а именно как существа социального. Тело обуславливает социальное. И изучение должно в таком случае начинаться не только с настроения ума и мотивации человека на объединение с общности, но и следует изучать продукты мышления общества, которые важны для сохранения и поддержания общей сущности. То, что помогает сохранять традиции, передавать из поколения в поколение – это община, государство, церковь .
Целью данной работы является рассмотрение социологии как науки.
Задачи:
1) Рассмотрение вопроса возникновения социологии;
2) Характеристика объекта и предмета социологии, ее структуры и функций.
1 Возникновение социологии
Человечество на всех этапах развития своей истории пыталось осмыслить социум. Античные философы изучали общество. Но сам термин «социология» был введен в научный оборот только в 30-х годах XIX века Огюстом Контом (философ, Франция) .
Как отдельная наука, социология активно формировалась в Европе в XIX веке.
Трудно установить год создания социологии. Арабский мыслитель Ибн Хальдун (1332-1406) изучал социум, искал причины явлений в обществе, сравнивал разные цивилизации между собой.
Часто социология анализируется как наука современности, которая пришла с Запада и являющаяся областью знаний о моральных вопросах современности.
Социальная теория отделяется от политической в XVIII веке, когда зарождается гражданское общество, открывается социальность как реальность вне государственной и частной области. Значит, появление социологии совпадает с формированием объекта ее изучения.
Первым применил термин «социология» известный французский политический деятель и публицист эпохи Великой французской революции и Первой империи аббат Э.-Ж. Сийес в 1780 году.
В научный оборот термин, как мы уже рассмотрели, ввёл Огюст Конт, соединив латинское слово «socius» (общий, совместный) и греческий «λόγος» (слово, речь).
27 апреля 1839 года — день, когда Огюст Конт использовал новое слово, — можно считать датой «официального» возникновения социологии.
Социология прошла три этапа становления:
1) доинституциональный период (до начала XX века),
2) эпоха институционализации и дисциплинарной специализации
3) современный период постдисциплинарности.
На формирование социологии в XIX—XX веках повлияли такие процессы, как изменения в политической жизни, становление капитализма, индустриализация и революции, оформление политических прав, социалистических идей, формирование феминистских движений, религиозные трансформации, научное развитие .
Ранняя социология находилась под влиянием философии Просвещения, которая полагала, что люди могут познать и управлять миром при помощи разума и опыта. Монтескье и Ж. Руссо, в свою очередь, находились под воздействием философии и науки XVII века, Р. Декарта, Т. Гоббса, Д. Локка и Ньютона.
Идеи Ж. Руссо и Монтескье предвосхитили многие социологические теории главным образом во Франции. Согласно Т. Парсонсу, Гоббс и Д. Локк поставили ключевые вопросы социологии — проблему социального порядка. Философские установки социологии, предполагающие, что можно познавать социальный мир, восходят, с одной стороны, к позиции Огюста Конта и Джона Стюарта Милля (позитивистский подход) и, с другой стороны, к работам Канта. Если Огюст Конт и Милль считали, что социальная наука основана на законах и причинно-следственных связях (как и естественные науки), то последователи Канта выводили на первый план субъективную интерпретацию.
Согласно О. Конту, социология должна быть точной наукой, как и все естественные. В позитивизме О. Конта общество зависит от абстрактных законов, которые можно проверять при помощи тщательного сбора эмпирических данных в наблюдении, сравнении и эксперименте.
О. Конт считал социологию итогом трёх этапов исторического развития — теологического, метафизического и научного.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Верховин В. И. Общая социология. — М. : ИНФРА-М, 2016. — 654 с.
2) Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. / Под ред. В. И. Добренькова. – М: Юнити, 2018.
3) Зборовский Г. Е. Общая социология. — М.: Гардарики, 2016. — 591 с.
4) Знанецкий Ф. В. Общая социология. — М.: Высшая школа, 2017. — 783 с.
5) Дмитриев А. В. Общая социология. — М.: Современный гуманитарный университет, 2017. — 427с.
6) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2017.
7) Кончанин Т. Л. Социология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 479 с.
8) Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie» // Социологические исследования. 2003. № 4.
9) Теннис Ф. Общность и общество / Пер. с нем. А.Н. Малинкина // Социологический журнал. 1998. № 3-4.
10) Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 2018.