Фрагмент для ознакомления
2
Внешний аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [4].
Основной целью инициативного аудита является выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, проведение анализа финансового состояния хозяйствующего объекта и предоставление ему помощи в организации учета и отчетности. Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и т.д. [15]
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных в Федеральном законе от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц (открытое акционерное общество), характером их функций (кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды) либо большим объемом выручки от реализации продукции (400 млн. руб.) или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года (60 млн. руб.), т.е. такими обстоятельствами, которые - в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации – требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц. Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, которые имеют большие объемы выручки от реализации и размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков [12].
Государственное регулирование опирается на нормативно-правовую базу аудиторской деятельности. Это проявляется в лицензировании, подготовке и аттестации аудиторов, выработке обязательных стандартов деятельности. Заинтересованность государства в регламентации и упорядочении процесса оказания услуг связано с тем, что независимый финансовый контроль представляет собой источник обеспечения достоверной экономической информацией. Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган – Министерство финансов Российской Федерации.
Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:
выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
иные предусмотренные функции, предусмотренные Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» [4].
Основные законодательные акты (законы), регламентирующие и регулирующие деятельность аудитора и аудиторскую деятельность (аудита):
Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
Постановление Правительства РФ от 11.06.2015г. № 576 «Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории РФ»;
Информационное сообщение Минфина России от 01.12.2015 г. «О международных стандартах аудита» [17].
С 1 января 2017 года на территории РФ введены в действие 30 международных стандартов аудита (МСА), согласно приказу Минфина от 24.10.2016 г. № 192н. Также Приказом Минфина от 09.11.2016 г. № 207н с 1 января 2017 года введены еще 18 новых стандартов аудита [5].
В перечень международных стандартов аудита входит:
согласование условий аудиторских заданий;
контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности;
аудиторская документация;
формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности;
информирование о ключевых вопросах аудита в аудиторском заключении;
модифицированное мнение в аудиторском заключении и др. [5]
Следует отметить, что принятие международных стандартов аудита и их обязательное использование с 2017 года эксперты называют еще одним шагом к повышению публичности и прозрачности отчетности организаций.
2. Процедуры, осуществляемые на заключительном этапе аудита. Виды аудиторских заключений
На заключительном этапе аудита, после проведения всех необходимых процедур проверки по существу, аудитор оценивает полноту и качество исполнения всех пунктов программы. Кроме того, аудитор рассматривает адекватность раскрытия финансовой информации в отчетности [17].
Важной частью заключительного этапа проверки является оценка фактической величины уровня существенности. В случае обнаружения ошибок и нарушений аудитор определяет их общую сумму, чтобы понять, является ли эта сумма существенной. Иногда истинная величина ошибки неизвестна, поэтому аудитор должен оценить ее возможную величину и существенность. В конце аудита необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы, чтобы проверить качество исполнения той части процедур, которая выполнялась ассистентами, а также удостовериться, что аудит соответствует установленным стандартам [16].
Международный стандарт аудита МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление» устанавливает определенные требования в отношении сообщения информации, полученной по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, руководству (руководящим работникам) аудируемого лица и представителям собственника этого лица.
В соответствии с требованиями МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля» аудитор должен рассмотреть информацию, полученную по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, и сообщить сведения, представляющие интерес для управления аудируемым лицом, надлежащим получателям такой информации. Как правило, такая информация включает в себя:
общий подход аудитора к поведению аудита и его объему, обеспокоенность аудитора по поводу любых ограничений объема аудита, а также комментарии по поводу уместности любых дополнительных требований руководства аудируемого лица;
выбор или изменения руководством аудируемого лица значимых принципов и методов учетной политики, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
возможное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица каких-либо значимых рисков и внешних факторов, таких, как судебные разбирательства, которые должны быть раскрыты в финансовой (бухгалтерской) отчетности;
предлагаемые аудитором корректировки, как осуществленные, так и не осуществленные аудируемым лицом, которые оказывают или могут оказать существенное воздействие на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица;
существенные неопределенности, касающиеся событий или условий, которые могут в значительной мере поставить под сомнение способность аудируемого лица продолжать непрерывно осуществлять свою деятельность;
разногласия аудитора с руководством аудируемого лица по таким вопросам, которые по отдельности или в совокупности могут быть значимыми для финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативная литература
1. Налоговый кодекс РФ (II часть). Федеральный закон от 05.08.2000г. N 117-ФЗ. (действ. ред.).
2. Гражданский кодекс РФ (II часть). Федеральный закон от 26.01.1996г. N 14-ФЗ. (действ. ред.).
3. Федеральный закон от 06.12. 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действ. ред.).
4. Федеральный закон от 30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (действ. ред.).
5. Приказ Минфина России от 09.11.2016 г. № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории РФ»:
МСА 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»;
МСА 265 «Информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля»;
МСА 500 «Аудиторские доказательства»;
МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности»;
МСА 705 (пересмотренный) «Модифицированное мнение в аудиторском заключении»;
6. Постановление Правительства России от 26.12.2011г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС» (действ. ред.).
7. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» (действ. ред.).
8. Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (действ. ред.).
9. Приказ Минфина РФ от 06 мая 1999 г. № 33н «Об утверждении ПБУ 10/99 «Расходы организации» (действ. ред.).
10. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению» (действ. ред.).
Учебники и учебные пособия
11. Банк О.А., Банк С.В., Бачуринская И.Н., Зонова А.В. Аудит. – М.: Рид Групп, 2018. – 480 с.
12. Богатырева В.М. Основы аудита. – М.: ИПБР-БИНФА, 2018. – 598с.
13. Кармоджанова Н.М. Аудит. – М: Кнорус, 2018. – 464с.
14. Ковалев В.В. Аудит финансовой отчетности. – М.: Проспект, 2019. – 448 с.
15. Кожинов В.Я. Аудит в коммерческих организациях. Типовые ситуации. – М.: Приор, 2018. – 179 с.
16. Муравицкая Н.К., Корчинская Г.И. Аудит. – М.: Кнорус, 2019. – 584 с.
17. Соколов Я.В., Терентьева Т.О. Бухгалтерский учет и аудит. Современная теория и практика. – М.: Экономика, 2019. – 440 с.