Фрагмент для ознакомления
2
1. Домедиционная фаза.
На данной фазе решаются следующие задачи:
1.1. Обращение к медиации (инициализация медиации) При наличии спора, по каким либо ситуациям, определяющим взаимоотношения сторон (условия договора, соглашения, ситуационные взаимоотношения) стороны спора (все или какая либо) обращаются к проведению процедуры медиации. Это может быть реализовано несколькими способами:
Первый – в договор, иной документ, определяющий взаимоотношения (правоотношения) сторон условия о проведении медиации в случае возникновения спорной ситуации. Медиационная оговорка может также содержать любые условия касающиеся проведения процедуры медиации;
Второй – заявление о проведении медиации непосредственно после возникновения спора.
1.2. Привлечение другой стороны спора.
Ходатайство направляется в организацию осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Затем определив медиабельность спора сторона – инициатор или представитель организации осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации обращаются к другой стороне (сторонам) спора с предложением о проведении процедуры медиации.
1.3. Составление соглашения о проведении процедуры медиации. Письменное соглашение сторон о том, что их спор подлежит урегулированию путем медиации является переходом к следующему этапу домедиативной фазы 1, с. 73.
2. Домедиативная фаза. Задачи данной фазы:
2.1. Избрание сторонами медиатора.
Начало второго этапа домедиативной фазы медиации определяется с выбором (избранием) кандидатуры медиатора. Это может быть выполнено двумя способами:
Стороны могут самостоятельно согласовать кандидатуру медиатора.
Для определения необходимой кандидатуры медиатора стороны могут обращаются в соответствующую организацию, осуществляющую деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Теоретически, стороны могут обратиться непосредственно к медиатору, но, как минимум, гарантии ответственности медиатора за ненадлежащее исполнение своих обязанностей все таки больше обеспечивает организация осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, являющаяся, по общему правилу держателем реестра, в котором и состоят посредники – медиаторы. При выборе конфетной кандидатуры стороны могут ознакомиться с квалификационной характеристикой медиатора, получить иную, необходимую информацию о медиаторе (сфера деятельности, количество проведенных медиаций и т. д.) 5, с. 46.
В том случае, если у участников медиации имеются какие-либо сомнения относительно честности и беспристрастности предложенной кандидатуры медиатора, Организация осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации заменяет неприемлемого для сторон медиатора.
2.2. Согласование и утверждение сторонами правил проведения медиации.
Затем стороны согласовывают правила проведения процедуры медиации. Стороны могут выработать правила процедуры самостоятельно или принять правила проведения процедуры медиации разработанные в организации осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
2.3. Определение сторонами участников процедуры медиации.
Далее стороны и медиатор в зависимости от обстоятельств дела, определяют и согласовывают количество участников процедуры медиации. В случаях, предусмотренных правилами проведения процедуры медиации или соглашением сторон кандидатуры участников и число участников могут меняться.
2.4. Технические вопросы.
Затем участники медиации прорабатывают вопросы связанные с проведением процедуры (место, время, оплата и т. д.). После определения регламента процедуры и решения организационных вопросов наступает третий этап процедуры медиации – собственно медиативная фаза.
3. Медиативная фаза.
Третий этап представляет собственно медиативную фазу процедуры. Задачи ее заключаются в следующем:
3.1. Вступительное слово медиатора (введение в медиацию). Вступительное слово медиатора: во вступительном слове медиатор представляет участников, рассказывает о медиации, о функциях, ответственности всех участников процедуры медиации.
3.2. Презентации участников. Презентации участников медиации: интерпретация сторонами своего видения спора. По общему правилу она протекает в присутствии всех участников 1, с. 93.
Основная цель презентации сторон – предоставить возможность сторонам рассказать о том, что произошло, как они видят свою ситуацию конфликта, спора. Как правило, первой выступает сторона, инициировавшая медиацию, либо ее представитель. Другая сторона предоставляет ответные разъяснения и предлагает свои доводы по поводу рассматриваемого спора. На этой стадии медиатор собирает все необходимые факты и доказательства и проясняет разногласия спорящих.
3.3. Дискуссия, анализ фактов, выявление проблем. Затем на следующем шаге – анализе фактов и выявлении проблем происходит:
- определение и анализ информации, необходимой для более полного понимания проблемы с целью её решения;
- определение условий сторон;
- обстоятельств, способствующих решению спора;
- при необходимости подготовка конкретных данных;
- определение пути разрешения спора между сторонами.
При проведении медиации сторонам необходимо иметь все документы и доказательства, которые, по их выяснению, необходимы для подтверждения их требований. На этом шаге медиатор приводит стороны к ситуации, когда спорящие видят проблему одинаково и понимают взаимовыгодность совместного решения ставшей «общей» проблемы явившейся источником спора.
3.4. Поиск альтернатив (вариантов решения спора). В рамках этого шага медиатор предлагает сторонам генерацию вариантов решения проблемы с учетом интересов всех сторон, не ограничивая свою фантазию и степень креативности вариантов. В ходе этапа оценки возможных решений может выявляться целый ряд направлений или возможностей решения спора. Результаты такого генерирования идей фиксируются медиатором. Медиатор не обозначает степень реалистичности предложений, а только определяет степень их непротиворечия закону 1, с. 95.
3.5. Разработка варианта решения спора.
Основная цель данного этапа – выработать варианты предложений для разрешения спора. На этом этапе участники сортируют и оценивают возможные решения. Нереалистичные решения и решения, ставшие неприемлемыми в ходе их детальной проработки сторонами – исключают. Если спорящим трудно прийти к общему решению и/или в поиске решения участвует несколько сторон, то можно применить «метод одного текста».
3.6. Кокус. Кокус – это беседа медиатора с каждой стороной индивидуально. В соответствии с принципом равноправия сторон количество кокусов, проводимых с каждой стороной, должно быть одинаковым, так же как и время, затраченное на кокус. Это необходимо, чтобы впоследствии медиатора не обвинили в симпатии только к одной из сторон. Основная цель кокуса – подготовка сторон спора к дальнейшему конструктивному взаимодействию.
4.Послемедиативная фаза. Четвертый этап представляет собственно постмедиативную фазу процедуры медиации и включает в себя следующие задачи:
4.1. Разработка медиативного соглашения. Если по окончании процедуры медиации стороны смогли достичь конкретного результата, то, как правило, на медиатора возлагается задача по оформлению совместного решения сторон спора в письменной форме. При разработке медиативного соглашения медиатор проводит окончательные уточнения по выбранному сторонами решению. Частью заключительного шага являются также формальности, без которых невозможна юридическая действительность соглашения. Особое внимание необходимо к юридической экспертизе медиативного соглашения (не должно противоречить закону).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Досудебные и судебные примирительные процедуры: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции; 8-9 декабря 2016 г./ под ред. Е.И. Носыревой, Д.Г. Фильченко. – Воронеж, 2017. – 220 с.
2. Литвинов А.В. Введение в медиацию. - Электронный ресурс. – Режим доступа: https://berezovo.ru/activity/socs/commission/nesovershennoletnie/rubrika-po-voprosam-mediatsii-.php - Дата обращения: 17.03.2020.
3. Развитие медиации в России: теория, практика, образование: сборник статей / под ред. Е. И. Носыревой, Д. Г. Фильченко. – М: Infotropic Media, 2012. – 320 с.
4. Рыженко С.К. Служба школьной медиации: практическое руководство: учеб.-метод. пособие / С.К. Рыженко, Л.М. Маркова. – Краснодар, 2017. – 47 с.
5. Шамликашвили Ц.А. Основы медиации как процедуры урегулирования споров: учеб. пособие /Ц.А. Шамликашвили – М.: изд-во ООО «МЦУиПК», 2013. – 128 с.