Фрагмент для ознакомления
2
1.Способности как свойства личности
При равных внешних критериях различные люди с неодинаковой степенью получают познания, умения и способности. Там, где один человек все «схватывает на лету», иной расходует большое количество времени и сил. Первый добивается высочайшего профессионализма, а другой, при всем собственном старании, только конкретного среднего значения. Все находится в зависимости от возможностей человека. Возможности и способности – это то, собственно что не объединяется к познаниям, умениям и способностям, но разъясняет (обеспечивает) их получение, укрепление и действенное внедрение на практике.
Возможности отличаются от предрасположенности, которая охарактеризовывает устремленность индивидуума к чему-нибудь, его желание заниматься конкретной работой длительный промежуток времени. Предрасположенность, порождаемая устойчивой необходимостью, имеет возможность не реализоваться под воздействием возможностей. Если у человека есть возможности, то шансы на реализацию предрасположенностей у него увеличиваются.
Один из самых трудных вопросов психологии – это вопрос о происхождении возможностей. По мнению ряда научных работников, возможности выражают прирожденный нрав, и в случае если они есть, то безусловно проявятся. Так, возможности М. Ломоносова пробили для себя дорогу сквозь все проблемы в юношеском возрасте, дарование же Моцарта проявились в 3 года. В иной интерпретации возможности обуславливаются на генном уровне родословной. Так, знатных праотцов имели Л. Толстой, А Пушкин, И. Шиллер, И. Бах.[5]
Среди специалистов по психологии и воспитанию существует еще большое количество сторонников того, что возможности зависят от социальных критериев. Основная масса российских специалистов по психологии держатся мнения, что задатки, возможности обоснованы и прирожденными особенностями индивидуума и связаны с его общественным навыком (наличие мудрейших наставников, присутствие в атмосфере творчества и т.п.).
Под задатками понимается ансамбль прирожденных анатомо-физиологических индивидуальностей организма человека (нервная система, мозг, органы эмоций и движений), характеризующий его личный образ жизни, уровня реагирования на влияния находящейся вокруг среды. Сообразно этому раскладу, природа дарует человеку не сами возможности, а задатки. Дееспособность в последующем имеет место быть в некой работе, в ее итогах. Как раз в работе задатки модифицируются в возможности.
Существует множество видов способностей:
Актуальные и потенциальные. Под потенциальными способностями подразумеваются возможности развития человека при возникновении новых задач. Актуальные способности – это те потенциальные, для которых имеются объективные условия и возможности.
Общие и специальные. Общие проявляют себя в различных видах человеческой деятельности (коммуникативные, познавательные, регуляторные), специальные – в конкретном виде деятельности (музыкальный слух, чувство ритма и т.п.).
Абстрактные и практические обеспечивают удачливость работы индивидуума или в сфере абстрактно-логических рассуждений, или в сфере конкретно-практических занятий.
Учебные и креативные – обеспечивают индивидууму или высочайшее умение усваивать имеющиеся в мире знания, или создание новых уникальных знаний.
Коммуникативные возможности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми в процессе общения. По уровню становления возможности разделяются на даровитость, дарование и гениальность. Даровитость – это совокупность всевозможных возможностей индивидуума, обеспечивающих возможность благополучно трудиться в конкретной области при условии не плохих познаний, умений и способностей. Даровитой личности приписывают такие свойства, как инновационность, любознательность, фантазия, раскованность мышления, чутье, уверенность в себе.
В отличие от даровитости понятие таланта относят к образовавшимся свойствам человека. Гениальность – высочайшая степень возможностей, когда даровитость выражается в итогах, имеющих эпохальную, историческую значимость. Эти итоги поддерживаются сквозь совместные и особые возможности в ряде областей. Сравнивая понятие таланта и гениальности, можно сказать, что таланту предначертано работать, а гениальности – творить. Человек обладает талантом, а гениальность владеет человеком. Гений по преимуществу креатив, талант – интеллектуал, хотя и та и другая общие способности есть у обоих. В отличие от просто «креативов» гениальный человек обладает очень мощной активностью бессознательного. В.Н. Дружинин предлагает следующую формулу гения: гений – это высокий интеллект плюс еще более высокая креативность, умноженные на активность психики.
Разум относится к более трудным интеллектуальным возможностям личности. Обобщенное его определение: разум – это система психологических процессов, позволяющих человеку применить собственные возможности для оценки истории, принятия оптимальных заключений и организации соответственного поведения в изменяющейся среде. Признаки таланта человека имеют все шансы быть закреплены в возрасте 3-х лет. Основное воздействие на разум оказывают те родители, которые эмоционально ближе к ребенку. При одинаковом среднем уровне становления разума у мужчин и женщин, можно выделить видимые различия между процессами формирования таланта.
Креативность относят к типу совокупных возможностей человека и связывают с его творческими возможностями. Это способность человека генерировать свежие идеи, создавать новые способности
Отличие меж разумом и креативностью заключается в том, что разум опирается на конвергентное мышление (мышление однобокого перемещения к единому заключению задач сквозь сведение или же синтез популярных знаний), а креативность – на дивергентное мышление (мышление многопланового перемещения к заключению задач с нахождением множества заключений, свежих мыслей и возможностей). Любой одаренной личности присущи такие черты, как зоркость в поиске задач, высокое качество мышления, умение заменять мыслительные операции в длинную цепь размышлений одной обобщающей операцией, владение обобщающими стратегиями сквозь способы перенесения навыка от решения одной задачи к другой, неделимое восприятие, эластичность мышления, легкость генерирования мыслей.
В. А. Крутецкий заявляет, собственно что «способность складывается, а, значит, и находится лишь только в процессе соответственной работы. Не наблюдая за человеком в работе, невозможно говорить о наличии или же отсутствии у него возможностей. Невозможно говорить о талантах в музыке, если ребенок ещё не занимался каким-либо видом музыкальной деятельности. Лишь только в процессе изучения (причем верного обучения) выяснится, каковы его возможности, проворно и просто или же медлительно и с трудом станут формироваться у него ощущение ритма, музыкальная память».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асламова А.Г. Личность как предмет психологического исследования. –М.,1984
2. Введение в психологию / Под редакцией А.В Петровского- М., 1997
3. Венгер Л.А. Педагогика способностей –М., 1973
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М., 1999 –с 344.
5. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей - М., 1961.
6. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества-М .ВЛАДОС, 2006.
7. Комарова Т.С. О развитии способностей к изодеятельности.//Дошкольное воспитание № 6-1993, с.90
8. Космачева Т. Развитие творческих способностей к изодеятельности.//Дошкольное воспитание №3-1993, с.90
9. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок –дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей.// Дошкольное воспитание №6 -1995, с 52.