Фрагмент для ознакомления
2
неопределенность будущего трудоустройства в условиях постоянных изменений рынка труда, стрессовые переутомления [7, c.52 Во время систематической перегрузки нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, ухудшение аппетита, головокружение и головная боль.
Важным стрессовым фактором для молодежи является экзаменационная сессия. Известно, что стресс при испытаниях влияет на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов. По мнению ученых, во время экзамена у участников возникают нарушения, автономное регулирование сердечно-сосудистой системы, что проявляется в повышенном пульсе, повышенном артериальном давлении, увеличении мышц и психоэмоциональный стресс [8, c.10].
Среди факторов, влияющих на функциональное состояние студентов: факторы рабочей среды (физический, физиологический, социальный, психологический, биологический, эстетический); факторы социальной среды в сочетании с целями рабочей деятельности; факторы процесса работы (тяжесть и интенсивность работы); индивидуальные особенности учащихся [9, 10].
Внедрение процесса обучения новых форм обучения с широким использованием информационных технологий способствовало повышению психической активности, увеличению психофизиологического стресса из-за необходимости приобрести большое количество новых знаний и навыков. Когда психическая деятельность значительно активизирует функции анализа и синтеза центральной нервной системы, усиливается поступление и обработка информации, возникают функциональные связи, новые условные рефлекторные системы, поднимается роль функций внимания, памяти, визуальные и слуховые анализы напряжения и нагрузки на них.
Для психической деятельности характерны ограничение внимания, отторжение, стресс памяти, большое количество стресса, подвижность, вынужденная поза. Все это приводит к застойным явлениям в мышцах ног, органах брюшной полости и малого таза, ухудшает подачу кислорода мозга, что увеличивает потребность в глюкозе. Также ухудшаются функции зрительного анализатора, а именно стабильность четкого зрения, острота зрения, визуальная эффективность и время зрительно-моторной реакции увеличивается.
На состояние здоровья современных студентов негативное влияние оказывает их образ жизни, малая двигательная активность, высокий уровень нервно-психического напряжения, распространенность в студенческом социальной среде вредных привычек.
Среди проблем и трудностей в жизни студентов могут быть: новые условия обучения и проживания; недостаточность времени для сна; не сданные вовремя и незащищенные лабораторные работы, практические снятия; не выполненные или выполненные неправильно задания; большое количество пропусков по какому-либо предмету; отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине; недостаточно полные знания по дисциплине; плохая успеваемость по определенной дисциплине; перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, то есть задача, которую следует завершить за конкретный период времени; конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации; отсутствие заинтересованности к дисциплине или работе, предоставляемой студенту; плохие условия для обучения (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум) [11, c.392].
3. Субъективные и объективные факторы обучения
Существуют объективные и субъективные факторы обучения, влияющие на психофизиологическое состояние студентов. К объективным факторам относятся условия жизни и учебной деятельности студентов, возраст, пол, состояние здоровья, общая учебная нагрузка, отдых, в том числе активный.
К субъективным факторам относятся: знания, профессиональные способности, мотивация к обучению, работоспособность, нервно-психическая устойчивость, темп учебной деятельности, утомляемость, психофизические возможности, личностные качества (черты характера, темперамент, коммуникабельность), способность адаптироваться к социальным условиям обучения в вузе.
Учебное время студентов в среднем составляет 52-58 часов в неделю (включая самоподготовку), то есть ежедневная учебная нагрузка составляет 8-9 часов, поэтому их рабочий день является одним из самых продолжительных. Значительная часть студентов (около 57%), не умея планировать свой временной бюджет, занимаются самоподготовкой в выходные дни. В возрасте 17-25 лет происходит формирование целостного интеллекта и его отдельных функций (сенсорно-перцептивной, мнемической, мыслительной), в которых решающую роль играют воспитание и обучение, то есть деятельность по приобретению знаний, умений и навыков. Фактор учебной, постоянной умственной работы определяет высокий тонус интеллекта учащихся, позволяет им эффективно выполнять напряженную учебную деятельность.
Однако восстановительные процессы у многих студентов протекают неполно из-за недостаточного сна, нерегулярного питания, мало времени на свежем воздухе, ограниченного использования физической культуры и спорта и других причин.
Студентам трудно адаптироваться к высшему образованию, поскольку вчерашние студенты оказываются в новых условиях учебной деятельности, новых жизненных ситуациях, что сопровождается значительной перестройкой психических и физиологических состояний. При этом адаптация происходит на нескольких уровнях: дидактическом (адаптация к новой системе обучения), социально-психологические (вхождение в новый коллектив -образовательный, общежитийный) и профессиональные (принятие ценностей будущей профессиональной деятельности, ориентация на них). По этой причине период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может на первых порах привести к низкой успеваемости, трудностям в общении. Для одних студентов выработка нового стереотипа происходит резко, для других - равномерно. До 35% студентов страдают синдромом дезадаптации [1, c.288].
Критический и сложный экзаменационный период для студентов - это один из вариантов стрессовой ситуации, возникающей в большинстве случаев в условиях дефицита времени. В этот период к интеллектуальной и эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. Психофизиологический дискомфорт может быть вызван как учебной перегрузкой, так и плохой организацией воспитательной работы -нерегулярной работой, отсутствием своевременного и качественного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.
Сочетание объективных и субъективных факторов, негативно влияющих на организм студентов, при определенных условиях способствует возникновению сердечно-сосудистых, нервных и психических заболеваний.
К факторам риска относятся: социальные изменения, жизненные трудности, повышение значения субъективного фактора при оценке тех или иных жизненных ситуаций, непонимание со стороны близких, но терпение, постоянное чувство нехватки времени; перенапряжение, связанное с нагрузкой, хроническое психоэмоциональное перенапряжение, длительное эмоциональное напряжение из-за ответственности за выполняемую работу, резкое ограничение физической составляющей в жизни, хроническая раздражительность, неуверенность в себе, хроническая тревожность и внутреннее напряжение, агрессия и невротизм (состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревожностью, низкой самооценкой, вегетативными расстройствами), хроническая бессонница; нервная и психическая усталость, хроническая усталость, хронический депрессивный синдром (отрицательный эмоциональный фон, пассивное поведение), хроническое нарушение режима труда и отдыха, нерегулярное и несбалансированное питание, систематическое употребление алкоголя, курение; артериальная гипертензия (стойкое повышение артериального давления) с диастолическим давлением более 100 мм рт.ст. св.), повышение уровня сахара в крови, снижение уровня половых гормонов и начальные нарушения мозгового кровообращения.
Суммарный эффект нескольких факторов риска на организм выше, когда они действуют одновременно и приобретают хронический характер. Это связано с хронической психоэмоциональной природой человека
Перенапряжение и нервная усталость являются ведущими факторами риска, так как они возникают в результате воздействия различных факторов риска. При нервном перенапряжении резко возрастает напряжение нервных и адаптационно-компенсаторных механизмов, повышается лабильность и гиперкомпенсация, в результате чего возбуждающий процесс становится застойным. Развитие нервной усталости связано с падением процесса возбуждения и лабильности, возникновением процесса истощения. Накопление усталости происходит в результате несоответствия между усталостью и покоем.
4. Особенности физического и эмоционального состояния студентов в период экзаменов
Ученик и студент опасаются главным образом опроса или экзамена, результаты которого зависят от многих обстоятельств. Студент знает, что полностью исключить при этом вероятность неудачи невозможно, и эта вероятность занимает много места в его воображении [4, c.74.
Для возникновения волнения достаточно уже самого предчувствия негативных последствий, состояние волнения может поддерживаться даже представлением о возможной неудаче. В психологии издавна уделялось внимание не только психическим процессам и их особенностям, но и переживанием.
Волнение – это психическое состояние, характеризующееся синдромом повышенного возбуждения, напряжения и страха, который связан с негативными предчувствиями субъектом последствий своей деятельности в исключительных для сложных, с точки зрения исполнительного мастерства, ситуациях [5, c.40].
Состояние волнения считают явлением первого ранга, если принять во внимание его регуляторную роль в процессе подготовки и течения самых важных для человека видов деятельности. Каждое серьезное для человека испытание связано с актуализацией состояния волнения. Очень сильное
Показать больше