Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Заполните таблицы.
1. Определите соответствие стадии жизненного цикла и особенности организационной культуры
№ Стадия жизненного цикла Отличительная характеристика организационной культуры
1 Детство Наиболее важными элементами организационной культуры, по мнению опрошенных менеджеров, являются нормы и правила, а также внутренние коммуникации и язык общения. Существенное значение также имеют ценности, мотивация, внешний вид персонала. У компании еще мало совместного опыта, поэтому герои, мифы и легенды, церемонии и ритуалы не играют существенной роли. Наиболее распространенные ритуалы связаны с совместным проведением значимых событий в жизни коллектива или компании в целом (совместные дни рождения сотрудников, годовщина создания фирмы и т.п.).
2 Юность Ведущими приоритетами в развитии организационной культуры являются цели и задачи компании, а также обслуживание клиентов. Культура создает и поддерживает конструктивный климат в коллективе. Акценты смещаются от ценностей "взаимоуважения" к "эффективности деятельности": "приоритет интересов дела", "оперативность", "динамизм", "цели компании – выше личных", "репутация компании", "рабочая атмосфера", "развитие и прогресс", "стремление стать лучшей в отрасли", "интеллектуальное лидерство".
3 Зрелость организационная культура уже сформировалась. Среди общепринятых ценностей можно выделить: "качество", "честная конкуренция" "уважительное отношение". Многие ритуалы носят скорее формальный, нежели "семейно-дружественный" характер. Их создание связано с выполнением конкретных целей и задач: адаптация, улучшение взаимодействия между подразделениями организации. Значительная часть компаний в этот период начинает осознавать необходимость формирования корпоративного кодекса, который содержит перечень ключевых направлений развития организационной культуры и закрепляет ее основные ценности и приоритеты.
4 Старение На стадии "старение" преобладает стиль руководства, ориентированный на контроль, следование нормам и правилам. Это ведет к снижению у сотрудников компаний моральной заинтересованности в реализации собственных способностей, они ощущают дефицит раскрытия собственного потенциала, начинают видеть прежние нормы как устаревшие и требующие совершенствования. При выполнении задач сотрудник прежде всего должен обладать оперативной свободой, необходимой для раскрытия собственного потенциала, возможностей и способностей. Во-вторых, необходимо создавать благоприятный эмоциональный и психологический климат в коллективе, который поддерживает и стимулирует высокую производительность. Сотрудник должен понимать и чувствовать, что его деятельность играет важную роль в развитии компании, что его ценят, уважают и проявляют о нем заботу. В табл. 6.4 систематизированы ключевые проблемы организационной культуры, характерные для стадии "старение" жизненного цикла организации, и возможные методы их решения.
5 Возрождение Оживление бизнеса за счет инноваций, сплочения персонала, изменения структуры управления. Характеризуется появлением лидера, способного перестроить всю систему управления.
2. Приведите конкретный пример миссии, видения и целей (в соответствии с требованиями SMART)
Пример
Миссия Когда мебель - в радость
Видение Занять 15% рынка корпусной мебели в среднем ценовом сегменте до 2021 года
Стратегическая цель Отсутствие рекламаций
Тактическая цель Вовлечение персонала
Оперативная цель Оптимизировать бизнес-процессы
Целевая задача Сократить время разработки инноваций
3. Определите основные черты организационных структур управления:
Черты Линейно-функциональная Проектная Матричная
1. Иерархический тип структур х
2. Подчинение исполнителей руководителю функциональных служб х х
Показать больше