Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В течение всей жизни человек неизбежно сталкивается со множеством кризисов, которые сопровождают моменты его перехода из одного возрастного, профессионального или социального статуса в другой. Кризис – это период, когда один значимый жизненный этап подо-шёл к концу, а другой ещё не начался. Такие периоды часто сопровождаются внутренними противоречиями и обострением проблемы поиска жизненных смыслов и ориентиров.
Критические периоды в структуре жизненного пути обычно описывают-ся, как периоды повышенной уязвимости, переоценки ценностей, внутреннего нестабильного состояния. Но именно после успешного разрешения кризисов у личности повышается мотивация к достижению, меняются цели и ценности, выстраивается перспектива планирования будущего и др.
В исследованиях жизненного пути обнаружены фазы, связанные с воз-никновением кризисов. Одной из них является нормативный кризис тридца-тилетия. Феноменология кризиса связана с рефлексивной оценкой уже прой-денного пути и осознанием будущих возможностей и перспектив развития. Около 30 лет возникает необходимость пересмотра своих жизненных схем, причем, если обнаруживается их неправильность, возникает возможность из-менения.
В настоящее время имеется чрезвычайно мало как теоретических, так и практических разработок, посвященных жизненным перспективам в период кризиса тридцати лет. Переоценка ценностей, перемены в эмоциональном со-стоянии и специфика планирования будущего личности в период кризиса 30 лет влечет за собой и изменение характеристик жизненной перспективы, кото-рые до сих пор остаются малоизученными. Поэтому представляется актуаль-ной проблема содержания жизненных перспектив, особенностей протекания кризисного состояния, поиска способов успешного прохождения критических периодов жизненного пути посредством сознательного выстраивания лично-стью содержательной, гибкой, реалистичной картины будущего, позволяю-щей управлять временем собственной жизни.
Среди авторов, изучающих проблематику нормативных кризисов взрослости можно назвать таких ученых, как Б.С. Братусь, В.А. Ганзен, Л.А. Головей, Э.Ф. Зеер, Б.В. Ливенхуд, Г. Шихи, Н. Коуэн, В.Ф. Моргун, Е.Л. Солдатова, Е.И. Степанова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Н.Ю. Ткачева, Г. Томе, и др. Большинство авторов указывают на сложность изучения кризисов в жизни взрослого человека, так как нормативные кризисы развития взрослого человека не имеют жесткой привязанности к хронологическому возрасту, их наступление и протекание в большой степени индивидуально и связано с кон-кретными обстоятельствами жизни человека. Поэтому в настоящее время яв-ляется важным дальнейшее продолжение исследований нормативных кризи-сов взрослого человека, выявления их специфики.
Цель исследования - выявить психологические особенности проживания кризиса перехода ко взрослости.
Объект исследования - взрослые в возрасте от 28 до 35 лет.
Предмет исследования - психологические особенности проживания кри-зиса 30-ти лет.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ психологических исследований оте-чественных и зарубежных авторов по вопросу развития в период взрослости.
2. Раскрыть сущность возрастного кризиса в зрелом возрасте.
3. Описать психологические особенности проживания кризиса 30-ти лет.
4. Проанализировать возможности психологической помощи в прожи-вании кризиса тридцатилетия.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух теоретических глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
1.1. Понятие и сущность возрастного кризиса в психологической науке
Под возрастными кризисами в психологической науке понимаются воз-растные промежутки переходных моментов от одного возрастного периода к другому возрастному периоду. Чаще всего принято считать, что возрастной кризис является негативным результатом взаимодействия между растущей и развивающейся личностью и социальной средой.
Через психологический кризис проходит каждая личность в своем раз-витии. Вхождение в дошкольный, младший школьный, подростковый воз-раст, создание семьи, переход на новую работу, смерть близкого человека – все это критические для человека обстоятельства, несущие в себе как положи-тельные, так и отрицательные изменения в психической жизни человека. Наиболее сложными для развития личности являются: кризис 3-х лет, кризис подросткового возраста, кризис 30-ти лет, кризис среднего возраста.
Понятие «кризис» (от греч. krisis – решение, поворотный пункт) – пере-ломный момент, тяжелое переходное состояние, опасное неустойчивое состо-яние [21, с. 180].
Кризис обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой человек привык, и появляется возможность вхождения в новую жизненную форму, еще не известную человеку. Критическая ситуация - это определенным образом неожиданно складывающиеся жизненные обстоятель-ства, субъективно воспринимаемые как сложные, затрудненные, неблагопри-ятные, требующие пересмотра некоторых перспективных планов, отказа от привычных жизненных стратегий.
Психическое становление личности происходит за счет смены устойчи-вых и критических возрастов. Это означает, что в контексте устойчивого и стабильного возраста созревают новые психические образования, актуализи-рующиеся и активирующиеся в критическом возрасте. Понятие кризиса под-разумевает под собой критически острую ситуацию для принятие какого-либо решения, являясь при этом поворотным моментом. Поэтому возрастной кри-зис определяется как специфические и относительно непродолжительные, примерно до одного года, периоды онтогенеза, для которых характерны рез-кие психологические изменения.
Данные кризисы являются закономерными и относятся к нормативным процессам в онтогенезе человека, необходимыми условиями для нормального развития личности, в отличии от невротического или травматического кризи-сов. В большинстве своем возрастные кризисы возникают в том случае, когда личность переходит из одной возрастной группы к другой группе, и имеют связь с качественными преобразованиями и новообразованиями в сфере соци-ального взаимодействия личности, ее деятельности и сознания.
В отечественную психологию впервые термин возрастной кризис ввел Л. С. Выготский, и был им охарактеризован как целостное изменение лично-сти ребенка, при постоянно изменяющейся смене стабильных периодов. Л.С. Выготский считал, что возрастной кризис зависит от возникновения основных новообразований, которые предшествовали стабильному периоду и которые способствуют разрушению одной социальной ситуации развития и развитию другой ситуации, которая является адекватной новой психологической роли ребенка. Этот самый механизм изменения социальных ситуаций и заключает в себе психологическое содержание возрастного кризиса [2].
Психологические теории понятия возрастного кризиса упоминаются во многих контекстах, но имеют отличия по своему содержанию и связи с раз-личными описаниями характеристик психического развития личности.
С точки зрения содержания периоды возрастных кризисов представляют собой определенный интерес, так как имеют отличия в своих специфических особенностях процесса психического развития, например, наличие внезапных изменений психической деятельности, острое обострение противоречий, от-рицательный характер развития и другие.
1.2. Кризисы взрослости и их роль в развитии личности
Возраст – это особая специфическая единица развития человека в онто-генезе. Каждая возрастная ступень в жизни человека обладает рядом опреде-ленных нормативов, с помощью которых имеется возможность отразить адекватность становления личности и которые имеют отношение к психофи-зическому, интеллектуальному, эмоциональному и личностному развитию. Данные нормативы являются основными задачами возрастного развития, или же возрастных кризисов.
Признаки кризиса:
1. Наличие проблемы, которая создает дискомфорт. Он распространяет-ся на все сферы жизни. Неблагоприятное физическое состояние начинает вли-ять на физиологию, теряется аппетит, сон. То, что раньше доставляло ра-дость, совершенно перестаѐт приносить удовольствие. Далее изменяются от-ношения с окружающими и близкими людьми.
2. Подавленное настроение. Плохое настроение бывает у каждого, од-нако обычные, житейские огорчения длятся не долго. Когда отрицательные эмоции начинают преобладать - это верный признак того, что какие-то важ-ные для человека потребности постоянно не удовлетворяются. Со стороны может казаться, что поводов для огорчения и вовсе нет. Однако если человек перестает радоваться тому, что раньше находил приятным, если он постоянно подавлен и печален, под этим кроется серьезная причина.
3. Изменчивость настроения. Периоды уныния и тоски подчас сменяют-ся вспышками беспричинного веселья. Так бывает, когда человеку кажется, будто он нашел легкое и радикальное средство избавиться от своих проблем.
4. У человека, находящегося в кризисе, изменяется объѐм общения: он либо резко ограничивается (уход в себя), либо резко возрастает (одиночество в толпе). Человек как бы ищет забвения в частоте поверхностных контактов с другими людьми. В состоянии кризиса меняется эмоциональная сфера чело-века.
5. Доминирующие чувства: депрессия; деструктивные состояния (раз-дражительность, злость, обида, агрессия, ненависть, досада, упрямство, при-дирчивость, мнительность, зависть), одиночество (оно выражается в таких переживаниях, как чувство ненужности, непонимания, тупика, безнадежности, пустоты) [3, с. 54-55].
Продолжительность, форма и степень остроты возрастного кризиса мо-гут конкретно отличаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности, а также в зависимости от социальных и микросоци-альных условий. Состояние кризиса – это состояние личности при прохожде-нии жизненного дисбаланса и деятельности, что приводит к неразумному, с точки зрения человека и социума, неадекватному поведению, поступкам и действиям, и помимо этого ведет к нервно-психическим срывам и ухудшению соматического состояния. В результате чего формируется чувство невыноси-мости дальнейшего существования в прежнем положении, то есть образова-нии ситуации, при которой индивид встречается с невозможностью реализо-вать внутренние потребности, например мотивы, стремления и ценности, в своей жизни.
Кризис является сам по себе острым продолжительным эмоциональным состоянием, которое возникает в тот момент, когда человек сталкивается с барьером на пути к удовлетворению своих жизненно необходимых потребно-стей и желаний, состояние, которое невозможно устранить способами, кото-рые известны индивиду заранее, полученные из прошлого опыта. Психологи-ческий кризис же это внутренняя дисгармония эмоционального баланса, ко-торый возникает от наступления угрозы, образующийся благодаря внешним обстоятельствам. Кризисное состояние является деструкцией того внешнего и неукорененного, что имеется у индивида, но и одновременно с этим, данное проявление касается внутреннего, укорененного и действительно личного. Возникновение внутреннего переживания является важным аспектом, прежде всего, для благоприятного созревания личности и ее становле
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс…канд. псих наук. – СПб, 2017. – 245 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. - М.: Юрайт, 2019. - 302с.
3. Гвоздецкая В.К. Теоретическое изучение психологической про-блемы проживания нормативного кризиса взрослости // Общество: социоло-гия, психология, педагогика. - 2016. - №11. - С. 53-58.
4. Карпинский К.В. Смысложизненные задачи и состояния в разви-тии личности как субъекта жизни // Сибирский психологический журнал. - 2019. - №71. - С. 79-106.
5. Картавщикова Е. В. Смысложизненные стратегии совладания в контексте кризиса 30 лет // Теория и практика общественного развития. – 2015. – №22. – С. 310-315.
6. Клементьева М. В. Биографическая рефлексия во взрослом воз-расте: содержание, функции, генез : дис. … д-ра психол. наук. - Тула, 2018. - 523 с.
7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития: Пер. с англ. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2019. - 940 с.
8. Краткий психологический словарь.-М.:Проспект,2018. / Свенциц-кий А.Л.. - Б. м.: б. и., 2018. - 512 с.
9. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В. Культура, стресс и копинг: социо-культурная контекстуализация исследований совладающего поведения: Моно-графия. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. - 236с.
10. Никольская И.М. Кризисная психологическая помощь в совлада-нии с переживанием утраты близкого. – СПб.: Речь, 2016. - 80с.
11. Общая психокоррекция: Учебное пособие / Мандаль Б.Р. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 348.
12. Палишева И. А. Основы кризисной психологии. - Гомель, 2017. - 97с.
13. Петросьян С.Н. Кризисное состояние личности как психологиче-ский феномен // Вестник адыгейского государственного университета. серия 3: педагогика и психологи. - 2016. - № 2 (178). - С. 85 - 94.
14. Психология развития и возрастная психология : учебник и прак-тикум для прикладного бакалавриата / Л. А. Головей [и др.] ; под общей ре-дакцией Л. А. Головей. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 413 с.
15. Пять правил выдающейся эффективности. Как достигать главных целей без перегрузок и выгорания: Учебное пособие / Когон К., Борисов Е., Ионов В. – М.: АЛЬПИНА, 2016. - 240 с.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Литагент «ПСТГУ», 2013. - 432с.
17. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. - 1996. - № 5. - С. 38-50.
18. Хухлаева О.В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности. - М.: Генезис, 2016. - 208с.
19. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 457 с.
20. Шихи Г. Возрастные кризисы. - СПб.: Каскад, 2015. - 463с.
21. Шмелев А.Г. Проблемы психологии переживания. 1985. №2. - С. 180.