Фрагмент для ознакомления
2
1. Гигиена как наука о профилактики, сохранении и укреплении здоровья человека. Значение изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков
Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека с целью обоснования нормативов санитарных правил и мер, реализация которых - обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний .
Гигиена изучает влияние различных факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и долголетие с целью разработки практических мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни человека и предотвращения заболеванием.
Перед гигиеной стоят чрезвычайно ответственные задачи. Учитывая, что главной задачей гигиены является предупреждение заболеваний, на первый план выдвигается изучение ею природных и социальных факторов окружающей среды и их воздействия на организм человека.
Основываясь на выявленных закономерностях, гигиена научно обосновывает оптимальные и предельно допустимые параметры факторов окружающей среды, которые служат основой для проработки гигиенических нормативов, правил и мер, которые предусматривают использование положительного, и предотвращения неблагоприятной окружающей среды на здоровье.
Роль гигиены детей как науки и сферы практической деятельности заключается в своевременном выявлении общих и специфических для конкретного учебного заведения негативных факторов среды, контроле за состоянием здоровья дошкольников, разработке и проведении профилактических мероприятий, оценке их эффективности и организации помощи дошкольной администрации по вопросам рациональной организации учебно-воспитательного процесса и гигиенического воспитания учащихся.
Гигиена детей является разделом вековой гигиены, которая определяет средства, с помощью которых формируется здоровый организм на всю дальнейшую жизнь. Таким образом, гигиена детского возраста является чрезвычайно своеобразной, как своеобразным является, в общем, и детский возраст.
Предметом гигиены детей и подростков является динамическое (в процессе возрастного развития) изучение влияния факторов внешней среды, в том числе воспитания и обучения на здоровье детей. Гигиенические нормы также дифференцируются в соответствии с возрастом.
Решение гигиенических проблем социального и профессионального становления подрастающего поколения предполагает создание здоровых, полноценных, с гигиенической точки зрения, условий быта, обучения и воспитания детей.
Гигиена - залог здоровья, хорошего настроения, ухоженного внешнего вида, красоты и комфорта. А то, как ребенок будет воспринимать его с раннего возраста, зависит очень многое.
С первых дней рождения ребенка вступают в силу правила гигиены. По мере его роста и развития они все шире распространяются на различные сферы его деятельности. Полная жизнь детей и подростков зависит от того, как эти правила прививаются. Их здоровье, внешность, культура поведения и характер. Все в руках родителей. А если ребенок не аккуратен или опрятен, неприхотлив к своей внешности, нужно винить только их.
Решение гигиенических проблем социально-профессионального развития подрастающего поколения предполагает создание здоровых, полноценно, с гигиенической точки зрения, условий жизни, образования и воспитания детей. Но это, в свою очередь, возможно только при внедрении тщательно продуманной системы контроля со стороны медицинских работников, родителей, педагогов основной задачей которых является сохранение и укрепление здоровья.
В процессе развития организм переживает ряд закономерных морфологических, биохимических и физиологических (функциональных) изменений. В науке об индивидуальном развитии – ауксологии - узловыми понятиями считаются рост и развитие. При этом ауксология руководствуется рядом фундаментальных положений:
1. Рост и развитие запрограммированы генетически, но влияние наследственности определяет лишь общий план развития. Окончательная реализация генетической программы существенно зависит от влияния окружающей среды.
2. Рост и развитие проходят только в одном направлении и состоят из последовательного и необратимого прохождения отдельных фаз (периодов) жизни.
Возрастные изменения имеют неравномерный характер. Периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации.
3. Индивидуальное развитие организма проходит неодновременно (гетерохронно), то есть различные органы и системы формируются в разные сроки. В отдельные периоды жизни, например, в период полового созревания, гетерохронность (неравномерность) может усиливаться.
4. Влияние наследственных факторов и факторов окружающей среды с возрастом меняются. В первые годы жизни, а также в пубертатный период повышается чувствительность организма к действию факторов окружающей среды.
5. Эффект влияния факторов внешней среды зависит от их силы.
Слабые воздействия не оказывают существенного влияния на организм, сильные могут затормозить его развитие. Наибольший эффект создают средние воздействия.
6. Влияние внешней среды зависит от так называемой нормы реакции организму, которая индивидуальна. Норма реакции определяется возрастом, полом, индивидуальными особенностями, тренированностью и другими факторами,
7. На разных этапах индивидуального развития изменяются отношения между двумя сторонами обмена веществ и энергии - процессами ассимиляции (образования, освоение веществ, накопление энергии) и диссимиляции (распад, окисление расход энергии). В детстве, в период роста и формирования организма преобладают процессы ассимиляции, проходит более интенсивный обмен веществ, образуются сложные органические соединения.
8. С возрастом изменяется характер нервной и гуморальной регуляции функций. Например, возрастные изменения сердечно-сосудистой системы отражают влияние симпатического и блуждающего нервов. На ранних этапах развития преобладает симпатичное воздействие. Это проявляется в более высокой частоте сердечных сокращений у детей в условиях покоя. По мере развития организма усиливается роль блуждающего нерва, что проявляется в урежении сердечных сокращений.
9. Для формирования человека как личности, исключительное значение имеют социальное окружение, воспитание. Изменяя факторы социальной среды (окружение) воспитательного воздействия, можно целенаправленно влиять на становление личности.
2. Строение сердца, большой и малый круги кровообращения. Сердечный цикл
Сердце - это непарный полый мышечный орган, расположенный в левой половине грудной полости (2/3 органа) в среднем средостенные.
По форме сердце напоминает конус (рис. 1). Его суженная часть - верхушка сердца направлена вниз, вперед и влево, а расширенная - основа сердца - направлена вверх и назад.
Сердце имеет грудино-ребровую (переднюю), диафрагмовую (нижнюю) и правую/левую легочные (медиастинальные) поверхности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.1249-03
2. Габович Р.Д. Гигиена / Р.Д. Габович, С.С. Познанский, Г.Х. Шахбазян. – М.: Высшая школа, 2010. – 320 с.
3. Гигиена детей и подростков / под ред. Берзиня В.И. – М.: Аскания, 2014. – 302 с.
4. Гуровец Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей. Учебник для вузов / Г.В.Гуровец, Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 431 с.
5. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. Учебно-методический комплект. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2010. – 176 с.
6. Сапин М.Р. Анатомия и физиология человека: с возрастными особенностями детского организма: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – 10-е издание, стереотипное. – Москва: Академия, 2013. – 384 с.
7. Шубина А.С. Анатомия и физиология внутренних органов: учебное пособие / А.С.Шубина, Н.А.Дуденкова, В.С.Бардин. – Саранск, 2016. – 113 с.