Фрагмент для ознакомления
2
Успехи человека в жизни, его взаимоотношения с другими членами общества зависят от умения общаться. Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействия личностей, в основе которого лежит обмен мыслями, чувствами, волеизъявлениями с целью информирования.
Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. В общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого.
Мы общаемся так же естественно, как и дышим, и потому не задумываемся над тем, как это происходит. Необходимость в осмыслении процесса общение как уже состоявшегося, так и того, что должно быть, возникает в тех случаях, когда оно связано с решением какой-либо проблемы. Люди, в которых общение является ведущим видом деятельности (управленцы, юристы, педагоги и т. д.) не могут позволить себе такую роскошь. Они не имеют права начинать думать только после возникновения проблемы, поскольку обязаны предусмотреть ее, и если не предупредить ее возникновение, то хотя бы подготовиться к ее решению. В связи с этим важно понять, что общение для таких людей – это профессиональная деятельность, которой можно и необходимо учиться.
Проблема общения, формирования коммуникативных умений и качеств исследовалась О. Березюк, М. Васильевой, Т. Гриценко, О. Добрович, Т. Кашмановой, Н.Стрельниковой.
Цель работы: рассмотреть общение в профессиональной деятельности.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем работы: 9 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 5 источников.
1. Понятие профессионального общения
Потребности современного общества, его духовные и материальные сферы обусловили особую актуальность проблемы общения, наметили принципиально новые признаки мировой цивилизации, связанные с особенностями функционирования постиндустриальных обществ, информационных технологий, процессов глобализации. Поэтому интенсивно возрастает роль общения, обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, это переход к информационному обществу и связанного с этим ростом объема и интенсивности процессов обмена информацией. Во-вторых, быстрый рост количества и качества средств обмена этой информацией (Интернет, e-mail, факсы, скайп и др.). В-третьих, рост потребности в людях, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением, без совершенствования которого невозможно функционирование таких отраслей, как воспитание, образование, здравоохранение, наука, искусство, политика, предпринимательство и тому подобное . А также рост потребности в специалистах, занятых в различных отраслях профессиональной деятельности, требующих кооперации и взаимодействия в достижении общих целей.
Развитие производственных отношений стимулировал ученых и практиков к изучению общения в связи со становлением и развитием личности. Именно на этом пути плодотворно объединились позиции этиков, психологов и педагогов. В науке состоялся так называемый коммуникативный поворот. Суть его - в переходе от субъекта, который отдает предпочтение монологу, к субъекту, который стремится к диалогу в общении и взаимодействии с другими людьми. Основное внимание ученые сосредоточили на средствах коммуникации, особенностях контакта, коммуникативных действиях, видах взаимодействия, в частности, в конфликтных ситуациях и во время переговоров.
За последние десятилетия расширился фронт исследований в области общения, был сделан заметный шаг вперед в научном осмыслении. Проведены исследования, которые помогли углубить понимание феномена общения в целом и различных его аспектов. В них по-разному раскрывается содержание основных характеристик, неоднозначно трактуются категории (американский психолог Д. Депс насчитал 96 определений понятия общения).
В научной литературе указано, что общение способствует созданию условий для развития мотивации тех, кто занимается профессиональной деятельностью, придает ей творческого характера, развивает личности субъектов общения, предупреждает возникновение конфликтов и психологических барьеров.
Современные ученые изучают общение во взаимосвязи с различными видами деятельности. Существует два взгляда на процесс общения: общение следует считать деловым, если его определяющим содержанием является социально-значимая совместная деятельность, второй - это устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые для этого полномочия и ставят перед собой задачу решить конкретные проблемы. Направленность этих исследований практическая, которая имеет целью достичь эффективности, результативности и совершенства в профессиональной деятельности.
Общение - вид взаимодействия людей, заключающийся в обмене информацией, мнениями, опытом, знаниями, умениями, навыками и результатами деятельности, отношением к человеку, предметно воплощенными в материальной и духовной культуре .
Общение рассматривается как:
- особый вид деятельности, который происходит с помощью речи или сленга, мимики, позы, телодвижений, жестов, изображения, символов, звуковых сигналов, условных обозначений (В. Давыдов, Д. Эльконин);
- важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, представляет живой непрерывный процесс взаимодействия людей, человека с собой и миром, в этом смысле является фактором развития личности (Н. Волкова);
Показать больше