Фрагмент для ознакомления
2
перегрузки с одного транспортного средства на другое. Подвижной состав для выполнения контейнерных перевозок оборудован для размещения и крепления на нем контейнера. На автомобильном транспорте применяются автомобили-контейнеровозы, на железнодорожном-фитинговые платформы (от «фитинг» − упор для закрепления контейнера), на морском транспорте – суда-контейнеровозы (позволяют устанавливать контейнеры в несколько ярусов по высоте).
Средне-тоннажные контейнеры могут быть двух типов: массой брутто 3 и 5 тонн. Эти контейнеры использовались только на железных дорогах СССР и сопредельных государств, в настоящее время из-за низкой рентабельности средне-тоннажный парк контейнеров выводят из оборота. Крупнотоннажные контейнеры – контейнеры массой брутто более 10 тонн. Данные контейнеры соответствуют международным стандартам ISO и в настоящее время широко используются всеми видами транспорта во всем мире.
Крупнотоннажные контейнеры классифицируют по длине. Сегодня распространены два основных их типа: 20-ти футовые и 40-ка футовые контейнеры. В связи с таким подходом к типизации, контейнерные грузопотоки принято измерять в двадцатифутовых эквивалентах.
Крупнотоннажные контейнеры также классифицируют по назначению на универсальные и специализированные:
Универсальные контейнеры предназначены для перевозки сухогрузов. К универсальным контейнерам относятся стандартные (DC-Dry cube) и контейнеры особого назначения (в том числе контейнеры увеличенной высоты, ширины, со съемной крышей и др.)
Специализированные контейнеры снабжены специальным оборудованием и предназначены для перевозки наливных грузов, насыпных грузов, скоропортящихся грузов.
Аналитика показывает, что за первое полугодие 2019 года объемы перевозок в контейнерах выросли на 5,6% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г., что, возможно, восстановит те темпы роста рынка, которые наблюдались ранее: за пятилетний период 2013-2019 гг. объёмы контейнерных перевозок в стране выросли почти на 40% до 3,2 млн ДФЭ, а среднегодовой темп роста составил около 9% (рис. 1).
Рисунок 1 - Динамика объемов контейнерных перевозок железнодорожным транспортом РФ, млн ДФЭ
При этом стабильный рост наблюдался во всех видах сообщения. Кроме того, даже в условиях снижения железнодорожных грузоперевозок в 2012 и 2016 гг. рынок демонстрировал положительную динамику.
Развитие рынка контейнерных перевозок также характеризуется показателем «уровень контейнеризации», который в последние несколько лет также демонстрировал положительную динамику (рис. 2). Исключением является только кризисный 2018 год, однако даже тогда снижение не превысило, в сравнении с предыдущим периодом, 5%.
Рисунок 2 - Динамика уровня контейнеризации железнодорожных грузов в России, %
В 2019 году уровень контейнеризации составил 2,2%, что ниже, чем в зарубежных странах: к примеру, в Европе доля контейнеризованных грузов превышает 10%. Однако стоит учитывать и структуру грузоперевозок в европейских странах, где перевозятся преимущественно грузы с высокой добавленной стоимостью.
Положительная динамика рынка обусловливается, помимо прочего, географическим расположением нашей страны, благодаря чему спрос на контейнерные перевозки грузов по территории РФ формируется не только со стороны отечественных грузовладельцев, но и за рубежом, в частности, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Так, Китай с каждым годом наращивает объемы контейнерных перевозок грузов в Европу (преимущественно автокомплектующие и потребительские товары), что требует постоянного развития транзитного потенциала стран, территории которых задействованы в континентальных перевозках. Соответственно, РЖД в настоящее время реализует сервисы по ускоренной доставке грузов, один из которых - «Транссиб за 7 суток», позволяющий перевозить контейнерные поезда со скоростями свыше 1100 км в сутки, что существенно сокращает сроки доставки, однако при этом
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Воронина Ю. Таможня ускоряет работу порта / Ю. Воронина. // Таможенные новости. — 2016. — № 12 (181). — С. 7.
2. Грузовикам не место на улицах // http://ppt.ru URL: http://ppt.ru/news/35810 (дата обращения: 12.03.2020).
3. Жиляев Д. Е. Анализ эффективности технологии «сухой порт» (на примере «Большого порта Санкт- Петербург»)/ Д. Е. Жиляев, А. В. Есенов // Речной Транспорт (XXI век). — 2018. — № 2 (73). — С. 41–43.
4. Грузооборот морских портов России за январь-март 2018 г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Ассоциации морских торговых портов. — Режим доступа http://www.morport.com/rus/publications/ document1661.shtml (дата обращения: 15.08.2018).
5. Король Р. Г. Факторы, влияющие на распределение грузопотока между морским портом и тыловым терминалом «сухим портом» / Р. Г. Король // Повышение эффективности перевозок и транспортная логистика: сб. науч. тр. — Хабаровск: ДВГУПС, 2012. — С. 59–64.
6. Кузнецов А. Л. Сравнение различных методик оценки требуемой вместимости склада при технологическом проектировании контейнерных терминалов / А. Л. Кузнецов, Е. Ю. Козлова // Эксплуатация морского транспорта. — 2019. —№ 4 (54). — C. 18–20.
7. Кузнецов А. Л. Морские и сухопутные порты в новой мировой системе грузораспределения / А. Л. Кузнецов // Эксплуатация морского транспорта. — 2018. — № 1 (55). — C. 9–12.
8. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Практикум / В.М. Кожухар. - М.: Дашков и К, 2016. - 2 c.
9. Кузнецов, Б.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов / Б.Т. Кузнецов, А.Б. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 367 c.
10. Король Р. Г. Принципы выбора месторасположения тыловых терминалов «сухих портов» / Р. Г. Король // Инновационные технологии в автоматике, информатике и телекоммуникациях: сб. трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2016. — С. 252–257.
11. Погодин В. А. Обоснование оптимальных технологических параметров контейнерных комплексов: автореф. дис. ... канд. техн. наук (05.22.19). — М., 2013. — 22 с.
12. ПКТ увеличил квоты для импортных контейнеров // http://www.loglink.ru URL: http://www.loglink. ru/news/18952 (дата обращения: 01.12.2020).
13. Панова Ю. Н. Обоснование этапности развития тыловых контейнерных терминалов: дис. ... канд. техн. наук: 05.22.08 / Ю. Н. Панова. — СПб.: ПГУПС, 2012. — 148 c.
14. Руководство по технологическому проектированию перегрузочных комплексов, специализированных для контейнеров: РД 31.31.37.32-88. — М., 2013. — 71 c.
15. Российский рынок международных контейнерных перевозок: современное состояние и перспективы до 2020 г. Аналитический обзор
16. Степанов А. Л. Проектирование морских терминалов / А. Л. Степанов, А. Л. Кузнецов, О. И. Титберия // Терминал. — 2012. — № 4–5 (34–35). — С. 26–31.
17. Степанов А. Л. Эволюция портов и экспедиторской деятельности – основа транспортной логистики / А. Л. Степанов. // Эксплуатация морского транспорта. — 2020. — № 4 (50). — С. 6–9.
18. Титов А. В. Порт в транспортной логистике / А. В. Титов, Е. В. Синельщиков, Д. А. Толстых, Н. А. Леонтьева / под ред. А. Л. Степанова. — СПб.: Лион, 2020. — 228 с.
19. Тараканов Н. Л. Формирование терминально-распределительных комплексов в системе взаимодействия с интегрированными логистическими платформами морских портов / Н. Л. Тараканов // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2016. — № 2 (21). — С. 108–111.
20. Щербакова-Слюсаренко В. Н. Концепция сухих портов в мире и в Российской Федерации / В. Н. Щербакова-Слюсаренко // Системный анализ и логистика на транспорте: Материалы 2-й Межвуз. науч.-практ. конф. — СПб.: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2020. — С. 76–89.
21. Roso V. Evaluation of the dry port concept from an environmental perspective: A note / V. Roso // Transportation Research Part D: Transport and Environment. — 2020. — Vol. 12. — № 7. — Pp. 523–527. DOI:10.1016/j.trd.2007.07.001