Фрагмент для ознакомления
2
философии понятий. Античный философ Парменид осуществил первую в древнегреческой философии попытку изложить метафизическое понимание окружающего мира, природы. Он считал, что характерной чертой бытия является его неподвижность и неизменность. Оно не обладает признаками рождения и уничтожения.
Согласно Пармениду, небытия нет, поскольку небытие представляет собой пустоту, пустое пространство. Если нет небытия, то не и пустого пространства. Все заполнено веществом.
Значит, если мир и пространство заполнено веществом, то нет никакого множества вещей, поскольку между вещами нет пустых промежутков, которые отделяли бы одну вещь от другой.
Итак, Парменид делал попытку устранить это понятие как таковое.
Бытие Парменида как чистая мысль выступала как абстракция от чувственного мира, движения и множества. Диалектика Зенона продемонстрировала, что движения и множества являются противоречивыми процессами. Настаивая на невозможности мыслить противоречие, приоритетом становится чувственное. Само же небытие становится несуществующим.
Настаивая на невозможности мыслить противоречие, из бытия оно исключается. После того, как бытие, истина стали чем-то абстрактным от небытия как иного, софисты делают вывод, что нет и лжи.
Базируясь на понимании Сократом всеобщих понятий мышления как сущности бытия единичного, на теологию, Платон совершает объективизацию определения мышления. Идея представляет собой всеобщую форму мышления, всеобщую форму бытия (бытие по истине, сущность).
Идея понимается Платоном как род, но не абстрактно противопоставляемый многообразному единичному, а как цель, внутренне организующая его. Это «парадигма», способ организации вещей. То, чем вещи должны быть .
Основываясь на отрицательные итоги диалектики элеатов и софистов, диалектику Гераклита и Пифагора, Платон проходит сквозь преграды односторонности в понимании сущности бытия, идеи и понимает идею как конкретную в ней самой, как всеобщее, как интеграцию единого и многого, тождества и различия, предела и беспредельного, бытия и небытия, равного и другого, покоя и движения. Это как раз и демонстрируют диалоги «Платон», «Софист» и «Филеб».
3 Проблема личности и государства в философии Платона.
Политическим и правовым вопросам посвящены самые крупные труды Платона – «Государство» и «Законы».
В «Государстве» идеальным государственным строем у Платона является аналог космоса и человеческой души. Платон говорит, что у души человека есть три начала. И государство также включает в себя три сословия. Если душе присуще разумное начало, в идеальное государство содержит правителей-философов. Яростное начало в душе соответствует воинам в государстве. Вожделеющему началу в душе соответствуют землевладельцы и ремесленники, которые представляют низшее сословие.
Деление социума на сословия Платон считает условием устойчивости государства как совместного поселения граждан. Переход самовольно из низшего сословия в воины или философы недопустим. Это является преступлением. Каждый человек, считает философ, должен заниматься своим делом, которое предназначено ему природой. Это Платон называет справедливостью. Справедливость по Платону призвана оправдать неравенство в обществе, деление людей на высшие и низшие сословия уже от рождения. Платон даже говорит о том, что Бог примешал к душам людей металлические частицы. В души, которые способны править, Бог примешал золото, в души воинов Бог примешал серебро, в души низших сословий Бог примешал железо и медь. Если низшие сословия рождают ребенка с «примесью» золота или серебра, то такой ребенок может «перевестись» в высшие сословия только с одобрения правителей .
Главами государства должны быть философы, которые имеют отношение к вечному благу и способны воплощать небесный мир идей в земной жизни. Философы–правители, по мнению Платона, отличаются качествами духовной элиты – это интеллектуальная исключительность, нравственное совершенство и пр.
В идеальном государстве существует три начала, как считал Платон:
1) Совещательное. Представлено философами, или элитой общества. Философы не могут совершать недостойных поступков, как считал Платон. Философы – это не законодатели. Они решают проблемы государственной и общественной жизни, занимаются воспитанием и наукой. Власть – это их обязанность. Философы обязательно должны пройти военную службу, после уже они проходят обучение разным наукам. После пятидесяти лет философы становятся правителями.
2) Защитное – воины (стражи). В такое сословие происходит отбор детей с отличными физическими данными и с яростным началом. Стражи обязаны защищать государство. Они не могут прикасаться к деньгами, золоту, серебру и иметь любую собственность. Дети и жены у стражей общие.
3) Деловое. К ним относятся ремесленники и земледельцы. Деловое начало не должно вмешиваться в управление и вообще в государственную деятельность. Задача ремесленников и землевладельцев – обеспечение государства нужным благами (пища, орудия труда и пр.) .
Сама власть и ее осуществление Платоном не акцентируются, в частности, не акцентируются формы правления. Платон говорит, что форма правления государством может быть монархия (если правит один философ) или аристократия (если правителей несколько).
Платон больше уделяет внимания воспитанию и образу жизни граждан в государстве.
Для достижения гармонии двух высших сословий, Платон говорит об установлении для них общности имущества и быта. Платон говорит о том, что никто не должен владеть никакой частной собственностью, если в этом нет необходимости. Никто не должен обладать никакой жилищной собственностью или кладовой. Запасы продовольствия воины и философы должны получать от третьего сословия в виде натуральных поставок. У
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Багдасарьян Н. Г. История, философия и методология науки и техники/ Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян ; под общ. ред. Н. Г. Багдасарьян. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 383 с.
2) Бессонов Б. Н. История и философия науки / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с.
3) Вундт В. М. Введение в философию : учебник для вузов / В. М. Вундт. — 5-е изд., стер. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 290 с.
4) История античной философии / Р. В. Светлов, Е. В. Алымова, М. Н. Варламова, К. В. Лощевский ; под общ. ред. Р. В. Светлова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 288 с.
5) Каверни Б. И. Философия: вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2010.
6) Лосев А.Ф. История античной философии. М., 1989
7) Трубецкой С.Н., кн. Курс истории древней философии. М., 1997.