Фрагмент для ознакомления
2
- антимонопольное законодательство (широкие полномочия антимонопольного ведомства в отношении ряда хозяйствующих субъектов);
- налоговое законодательство (избыточное налоговое бремя, устанавливаемое законом, несовершенство процедуры контроля над налогоплательщиком, процедуры привлечения его к ответственности, противоречивость норм налогового права и высокая динамика их изменения);
- законодательство о банкротстве (институциональный конфликт функций регулирующего органа, несовершенство процедуры банкротства, широкие полномочия регулирующего органа);
- законодательство, регулирующее импортно-экспортные операции (стремление преодолеть завышенные требования нормативных актов);
- таможенное законодательство (несовершенство таможенных процедур, процедуры привлечения правонарушителя к ответственности, избыточные таможенные процедуры);
- законодательство о валютном контроле (стремление преодолеть завышенные требования нормативных актов).
Таким образом, наибольшим коррупциогенным потенциалом обладают следующие сферы правового регулирования: законотворчество, судебная и правоохранительная деятельность, банковская деятельность, кредитование, приватизация государственного и муниципального имущества, государственные закупки, экспертиза и сертификация товаров и услуг.
2. Специфика выявления коррупциногенных факторов в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок реализации гражданами и организациями прав и обязанностей.
Согласно ст. 2 Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в отношении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации .
В Методике антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96, основной упор сделан на два компонента:
1) определение правил предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм;
2) описание коррупционных факторов.
Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в заключении Минюста России по результатам правовой экспертизы либо в заключении Минюста России по форме, утверждаемой Министерством.
Федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации, нормативные правовые акты которых подлежат государственной регистрации, размещают информацию об адресах электронной почты, предназначенных для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в течение семи дней информируют об этом Минюст России. При этом федеральным органом исполнительной власти, иным государственным органом и организацией указывается один адрес электронной почты, предназначенный для получения заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме электронного документа .
Для удобства проведения экспертизы проекта нормативного правового акта на коррупциогенность можно условно выделить следующие основные группы действий.
I. Общая оценка проекта нормативного правового акта
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников литературы
1. Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 11.10.2018)// Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, N 29, ст. 3609.
2. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (ред. от 10.07.2017)// Собрание законодательства РФ, 08.03.2010, N 10, ст. 1084.
3. Бычков А.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов // СПС КонсультантПлюс. 2020//СПС КонсультантПлюс.
4. Матиящук С.В. Некоторые аспекты антикоррупционной экспертизы судебных актов // Российский судья. 2019. N 11. С. 48 - 52.
5. Рарог А.И. Ошибка законодателя: виды, причины, пути исправления // Актуальные проблемы российского права. 2019. N 4. С. 95 - 103.//СПС КонсультантПлюс.
6. Шевердяев С.Н., Салихов Д.Р., Болдырев О.Ю., Кулов Г.З., Загретдинов В.И., Чуева Д.И., Прудентов Р.В., Зенин Г.Е., Ильина Е.А., Соколов Н.В., Аленькин И.В., Синяткина В.В., Бердар А.М., Минина Н.В., Величинская Ю.Н., Примакова Т.О. Конституционное право и проблемы коррупции: видение молодых ученых: коллективная монография (отв. ред. к.ю.н. С.Н. Шевердяев). - М.: "Юстицинформ", 2016. - 452 с.