Фрагмент для ознакомления
2
С учетом представленной информации, можно сделать вывод о человечности, мудрости Перикла, который следовал своему сердцу, понимал свой уровень ответственности и с уважением относился к каждому мнению.
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРИКЛА КАК ПОЛИТИКА
2.1. Внешняя политика Перикла
Основная цель Перикла, которой он посвятил всю свою деятельность, заключалась именно в стремлении укрепить славу, могущество и влияние Афин. Афинский полис должен был стать гегемоном (т. е. вождем) всего греческого мира.
Перикл стремился к тому, чтобы государство было достаточно укреплено, как морская держава. Перикл самостоятельно участвовал в военных походах: на остров Евбея, вокруг Пелопоннеса, в Херсонес Фракийский, на остров Самос, в Понт, для того, чтобы подавить попытки некоторых городов выйти из Делосского союза, принимал участие в народном собрании, вел борьбу с политическими противниками – благодаря чему становился очень популярным. Перикл выступил с инициативой заключить мир с персами (449 г. до н.э.), тридцатилетний мир со Спартой (445 г. до н.э.), рядом мер было укреплено ведущее положение Афин в Делосском союзе .
Но только после 443 г., когда остракизмом был изгнан из Афин, Фукидид, сын Мелесия, ранее возглавлявший аристократическую оппозицию после Кимона и сумевший сплотить всю сильную организованную группу, Перикл пришел к власти и управлял страной долгие годы. Правление Перикла продлилось до 430 г., он ежегодно переизбирался народом и вел правильную, как внешнюю, так и внутреннюю политику государства. И это при том, что Перикл никогда не использовал насильственных рычагов воздействия. Все предложения Перикла практически всегда принимались единогласно. Существовавшая в то время система правления, не позволяла навязывать свои идеи народу и нужно было убедить их в своей правоте только грамотным и взвешенным решением. Это было не «правление одного человека», а разумно управляемая и направляемая демократия.
Перикл не стремился к диктаторским мерам и в отношении своих противников. Именно таким его помнили и описывали современники. В частности, Плутарх, живший во времена, когда террористическая политика римских императоров наложила неизгладимую печать на всю жизнь империи, писал о том, Перикл был совсем иным, с мудростью и пониманием относился к каждом у.
Так же, по словам того же Плутарха, «Перикл вел за собой народ убеждением и наставлением... то сдерживая его дерзкую самоуверенность, то при упадке духа ободряя и утешая его... сила его... была спасительным оплотом государственного строя» . Даже спустя много лет, когда Перикла и его деятельность оценивали в сравнении с другими правителями, он продолжал оставаться символом незапятнанной политической репутации и глубокого личного благородства.
2.2. Внутренняя политика Перикла
Говоря о внутренней политике Перикла, прежде всего, необходимо отметить его заботу о развитии демократии в Афинах; стремление обеспечить средствами к существованию свободную Афинскую бедноту; поощрение литературы, искусства, театра; попытки ввести большую свободу жизни в Афинах, особенно в области семейных отношений.
Перикл в течение более чем тридцати лет играл ведущую роль в политической жизни Афин, хотя его постоянная стратегия длилась менее половины этого времени (с 443 по 430 год до н. э.). Самым значительным нововведением, реализованным в Афинах при Перикле, была мистофория –плата за службу чиновников – гелиастов. булевтов, архонтов и др. Впервые появилась реальная возможность для малоимущих граждан активно заниматься политической деятельностью. Это нововведение было настолько необходимо афинской демократии, что оно было продолжено и расширено после Перикла, вплоть до назначения в самом начале IV века до н. э. платы, даже в случае простого посещения Народного собрания. Антидемократическая оппозиция, конечно, жестко критиковала оплату должностей, говоря, что это развращает народ и ложится дополнительным бременем на государственную казну.
На деньги, пожертвованные союзниками, Перикл организовал грандиозное строительство в Афинах, обеспечив стабильную и хорошо оплачиваемую работу для нуждающихся. Люди самых разнообразных профессий и – от высококвалифицированных мастеров (скульпторы, архитекторы, граверы, золотых дел мастера и др.) до простых погонщиков и грузчиков – имели регулярную занятость, а Перикл представлял в Народное Собрание новые проекты. Во время этого строительства на Афинском акрополе был воздвигнут величайший шедевр мировой архитектуры – Парфенон, творение Иктина, Калликрата и Фидия.. Мраморная лестница, ведущая в Акрополь на Панафинее, праздник в честь Афины, покровительницы города, была увенчана церемониальным пропилеем. Акрополь был украшен статуями Афины работы Фидия, здесь находилось специальное здание для музыкальных состязаний, учрежденное Перикло, которое носило название – Одеон, и другие замечательные сооружения, составлявшие единый и неповторимый ансамбль. Все это служило возвышению родного полиса Перикла. Началось восстановление храма Деметры в Элевсине . Афины были превращены Периклом в самый красивый город Греции, куда долгое время продолжали стекаться любители искусства. По словам Плутарха, эти творения, созданные за короткое время, продолжали жить веками, сохраняя при этом видимость свежести и новизны. Памятники художественного вкуса и могущества Афин не раз впоследствии спасали город от возможного разрушения победоносными завоевателями. Поднять на них руку означало посягнуть на славу и величие Эллады.
Такое же впечатление производили Афины Перикла и на его современников, что во многом способствовало укреплению престижа города среди союзников и других греков. Афины стали привлекательным центром не только для созерцания прекрасных памятников, но и для активного творчества. Художники, скульпторы, архитекторы, поэты, философы, лучшие умы Греции стремятся в Афины, живут и работают там уже давно.
Недаром Фукидид приписывает Периклу такие слова: «мы будем служить предметом удивления для современников и потомков, и нам не нужен Гомер для восхваления...»
Строительство таких масштабов предусматривало серьезных вложений. После перенесения союзной казны в Афины в 434 году до н. э., она постепенно стала неотъемлемой частью афинских финансов, а когда был заключен мир с Персией и обеспечена безопасность в Эгейском море, союзные средства были использованы на внутренние нужды Афин, включая строительные работы. Таким образом, предоставление рабочих мест нуждающимся афинянам и
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Плутарх жизнеописания в 2 т. М.: Правда, 1986. Т.2, С.285-313
2. Фукидид – История, Т-1, Санкт-Петербург, 1994.
3. Аристотель Политика. Афинская полития. М.: Мысль, 1997. С.295-299, 395-404
4. Арский Ф. – Перикл, М., 1971.
5. Боннар А. Греческие цивилизации. М.: Искусство, 1995. Т.1 С.111-127, 169-185.
6. История Древней Греции, под ред. В.И. Авдиева, М., 1972.
7. Хрестоматия по истории Древней Греции, под ред. Д.А. Каллистова, М., 1964.
8. История Древней Греции, под ред. В.И. Кузищина.
9. Древняя Греция. Академия Наук СССР, М., 1956
10. Залюбовина Г.Т. Динамика становления государственности в Афинах (Роль родовой аристократии) // Раннеклассовые формации. Теоретические проблемы становления государства и города. М., 1984. С. 20.
11. История Древнего мира, под ред. Ковалева, Т-3; История Древней Греции часть 2, М., 1937.
12. Ботвинников М.А., Рабинович М.Б. Знаменитые греки и римляне. СПб., 1993. С.133-149.
13. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988. С.153-176.
14. Нефедов С. Иллюстрированная история древнего мира. Екатеринбург, 1994. С.156-161.
15. Суриков И.Е. Остракизм в Афинах. М., 2006 C. 302-313.