Фрагмент для ознакомления
2
динамичности жизни на современном этапе развития общества вслед за изменениями природных и социальных условий бытия человека появляется потребность в постоянном переосмыслении состояния взаимоотношений человека с миром.
Выполнение библиотекой формирования мировоззренческой культуры пользователей библиотеки идёт путём предоставления читателям всей разнообразной социально-политической, экономической, правовой, философской, художественной и прочей литературы.
2.2. Библиотека и ее роль в повышении общеобразовательного и профессионального уровня читателей
В современных условиях важно формировать и развивать у каждого члена общества потребность в образовании, самообразовании и в повышении культурного уровня. Овладение знаниями предполагает не только усвоение знаний в ходе обучения, но и постоянное их пополнение. Образование, таким образом, становится непрерывным.
Деятельность библиотек в помощь системе непрерывного образования охватывает не только лиц, получающих послешкольное и послевузовское образование, но все население страны.
Сейчас, как никогда, библиотека должна помочь читателям получить не только специальное образование, но и образование общее, чтобы разобраться во всем, что совершается вокруг, понимать и оценивать окружающую действительность, иметь известную широту кругозора, известный уровень развития и культуры
Работа библиотек в помощь профессиональному чтению заключается в следующем:
– широкой пропаганде литературы о новейших достижениях и перспективах развития науки, техники и передового опыта;
– помощи профессиональной ориентации молодежи, освоению профессии, повышению квалификации; в удовлетворении возникающих у рабочих и специалистов конкретных информационных запросов;
– содействии приобретению новой или смежной профессии;
– рационализаторской и изобретательской деятельности и др.
Вся эта работа ведется дифференцированно, с учетом профессии, узкой специальности, характера работы, уровня квалификации и специальных знаний читателей.
2.3. Содействие библиотек нравственному, трудовому и правовому воспитанию читателей
В современных условиях все более возрастает роль нравственных начал в жизни общества.
Цель нравственного воспитания – формирование ценностного сознания человека, его отношения к другим людям самому себе.
Библиотеки имеют богатый опыт рекомендации литературы, утверждающей гуманизм, подлинно человеческие отношения между людьми – отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, честность, простоту и скромность в личной и общественной жизни.
Особого внимания библиотек в современных условиях заслуживает пропаганда материнства и отцовства (особенно среди молодежи), семьи, взаимоотношений поколений в семье, уважительного отношения к старости, забота о пожилых, больных, одиноких.
Нравственная культура личности связана с трудовым образом жизни, с основной сферой жизнедеятельности человека – сферой труда. Поэтому воспитание потребности в труде и содействие развитию способности человека трудиться есть первое условие и специфическая особенность деятельности библиотек по формированию нравственной культуры.
Особенность современного этапа исторического развития состоит в том, что проблемы морального совершенствования общества тесно взаимодействуют с правовым воспитанием, с необходимостью повышения правовой культуры общества.
Важное место в правовой культуре занимает пропаганда конкретных норм действующего права, их требований, с действиями которых человеку приходится сталкиваться на каждом шагу.
2.4. Книга и чтение в помощь эстетическому и физическому развитию читателей
Основные задачи работы библиотек в области эстетического воспитания читателей заключаются в следующем:
– в приобщении читателей к широкому кругу художественных ценностей прошлого и настоящего;
– в воспитании эстетического вкуса;
– в повышении эстетического уровня читателей;
– в повышении культуры художественного восприятия.
Эти задачи библиотек достигаются посредством рекомендации лучших образцов литературно-художественной критики, литературоведения, искусствознания, эстетики, комплексной пропаганды различных видов искусств.
В процессе библиотечного обслуживания решаются воспитательные, образовательные и другие задачи, связанные с физическим совершенствованием человека.
Библиотека рекомендует литературу о физическом совершенствовании, о физкультурных комплексах, о гигиене труда, туризме и экскурсиях, научно-популярную литературу по медицине.
Задача библиотек не только – воспитывать у читателей интерес к литературе о спортивных достижениях, но вовлекать в массовый спорт, способствовать тому, чтобы физическая культура входила в повседневную жизнь широких слоев населения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
Основная:
1.Алешин, Л. И. Библиотековедение. История библиотек и их современное состояние [Текст] : учеб. пособие / Л. И. Алешин. – Москва : ИНФРА-М : ФОРУМ, 2018. – 238 с.
2.Библиотечно-информационное обслуживание [Текст] : учебник / [Ю.Ф. Андреева и др.]; под ред. М.Я. Дворкиной. – Санкт-Петербург: Профессия, 2016. – 240 с.
3. Организация досуговых мероприятий [Текст] : учебник / ред. Б. В. Куприянова. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Академия, 2015. – 283, [2] с.
4. Организация работы библиотеки [Текст] : справ.-метод. пособие / Российская научно-техническая промышленная библиотека. – Москва : РНТПБ, 2018. – 289 с.
Дополнительная:
1. Библиотековедение [Текст] : общий курс : учеб. для бакалавров / С. А. Басов [и др.] ; науч. ред. А. Н. Ванеев, М. Н. Колесникова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013. – 237 с.
2.Нормирование труда в библиотеке [Текст] : метод. рекомендации / Рос. Гос. б-ка; [сост. Г. А. Новикова, Т. А. Уварова, Н. А. Чуб]. – Москва : Паш-ков дом, 2013. – 74, [1] с. : табл. – Библиогр. : с. 44.
3.Балкова, И. В. Справочное пособие библиотекаря [Текст]: библиотековедение, библиография, библиотечно-информационное обслуживание / И. В. Балкова. – Москва : Пашков дом, 2014. – 341, [1] с. – Библиогр. : с. 332 - [339].
4.Клюев, В. К. Ресурсное обеспечение библиотек на основе государственного муниципального заказа [Текст] : науч.-метод. пособие / В. К. Клюев, О. Ф. Байкова. – Москва : Литера, 2013. – 89 с.
Электронные ресурсы:
1. О библиотечном деле [Электронный ресурс] : федеральный закон Российской Федерации (ред. от 01.05.2019). – Режим доступа : http://base.consultant.ru.
2. Об обязательном экземпляре документов [Электронный ресурс] : Федеральный закон Рос. Федерации : принят Гос. Думой 23 нояб.1994 г. : одобрен Советом Федерации 29 дек. 1994 г. (с изм. на 3 июля 2016 г.). – Режим доступа : http://base.consultant.ru/.
3. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс] : Федеральный закон Рос. Федерации от 29. 12. 2010 № 436-ФЗ: [принят ГД РФ 24. 12. 2010 : ред. от 29. 12. 2010 : вступающий в силу с 01. 09. 2012] : (ред. от 01.05.2017). – Режим доступа : http://base.consultant.ru/.
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре [Электронный ресурс] : утв. ВС РФ 09. 10. 1992 № 3612-1 (ред. от 29.07.2017). – Режим доступа : http://base.garant.ru/104540/, свободный. – Загл. с экрана.
5. О библиотечном деле в Красноярском крае [Электронный ресурс] : закон Красноярского края от 17.05.1999 (ред. от 24.12.2015). – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/985000679, свободный. – Загл. с экрана.
6. О культуре [Электронный ресурс] : закон Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 (ред. от 08.06.2017). – Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/, свободный. – Загл. с экрана.
7. Концепция развития библиотечного дела в Красноярском крае на 2010–2020 годы [Электронный ресурс] : одобрена гл. коллегией М-ва культуры Красноярского края 29.10.2009. – Режим доступа : http: //www.nlr.ru/.
8. Модельный стандарт деятельности муниципальной публичной библиотеки Красноярского края [Электронный ресурс] : одобрен гл. коллегией М-ва культуры Красноярского края 29.06.2010. – Режим доступа: http: // www.nlr.ru/.