Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
По ряду причин Россия, являясь европейской страной по географическим и иным признакам, отстала от других стран континента не только в социально-экономическом и политическом плане, но и в плане образования. Если в Европе первые университеты были открыты в XII-XIII веках, то в России это произошло только в XVIII веке.
Российские университеты отличались от Западных не только временем своего возникновения. В то время как европейские университеты были автономными институтами, где развивалась свободная академическая мысль, в России существовала иная традиция. В отличие от западноевропейской культуры, где профессиональная школа развивалась на основе университетского образования, истоки российских университетов лежат в профессиональной школе.
Основные направления реформирования высшего образования в России были в целом правильно определены, и их реализация позволила создать условия для приведения высшего образования в соответствие с современными требованиями. Была создана правовая база высшей школы.
Цель работы: рассмотреть особенности развития высшего образования в дореволюционной России и СССР.
Структура работы: введение, основная часть, заключения, списка использованных источников.
Объем работы: 13 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 7 источников.
1. Развитие высшего образования в дореволюционной России
Известно, что к революционным преобразованиям 1917 г. система высшего образования носила многоукладный характер, отразивший сложность и противоречивость экономической, социальной и духовной жизни общества конца XIX-начала ХХ веков. Начало XIX в. ознаменовалось реформированием Высшей школы Российской империи, воплощением в жизни образовательных нововведений, созданием ряда университетов по всей стране.
В то время царское правительство часто прибегало к суровой реакции на любые активные действия студенчества. Реакционная политика царизма с особой остротой проявлялась в вопросах подготовки специалистов высшей квалификации. Так, высшее образование в России имели лишь 0,12% население. В большинстве крупных городов и губернских центров не существовало ни одного высшего заведения.
Другим серьезным недостатком было то, что страна не имела единой системы народного образования. Различные типы
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / А.И. Аврус. – М.: Моск. обществ. науч. фонд. 2011. – 86 с.
2. Гемранова А. Д. К истории высшего университетского образования СССР в период перестройки (80–90-е гг. ХХ века) / А. Д. Гемранова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар: Новация, 2018. – С. 9-11.
3. Глузман А. В. Тенденции развития университетского педагогического образования / А. В. Глузман. – М.: Высь, 2014. – 479 с.
4. Мельник Д. В. Система высшего образования России на пороге реформ: основные тенденции развития / Д. В. Мельник. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2015. – 720 с.
6. Посохов С. И. Университеты Российской империи второй половины XIX – начала ХХ в. в публицистике и историографии / С. И. Посохов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 477 с.
7. Растопшин И. А. Уроки реформирования высшей школы во второй половине XX века / И. А. Растопшин. – М.: Мир, 2017. – 87 с.