Фрагмент для ознакомления
2
Первая группа принципов определяет требования в основном к целям и содержанию воспитания, общие подходы к нему.
Вторая группа принципов определяет требования к методам воспитания, технологии и технике педагогического взаимодействия, воспитательной работы.
Третья группа принципов определяет некоторые социальные и психологические условия, которые обеспечивают процесс воспитания и без которых он будет малоэффективным.
Принципы первой группы – это содержательно-целевые, или ценностно-содержательные принципы. К ним относятся: принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности; принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей общества, норм поведения; принцип связи воспитания с жизнью и трудом.
Вторая группа принципов – собственно педагогические, или методические, технологические принципы. К ним относятся: принцип воспитания в деятельности; принцип воспитания с опорой на активность личности; принцип воспитания в коллективе и через коллектив; принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью воспитуемых; принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему; принцип воспитания с опорой на положительные качества человека 9, с. 108.
Третья группа принципов – социопсихологические. К ним относятся: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей; принцип единства требований (школы, семьи и общественности).
На основе анализа представленных в многочисленных педагогических изданиях классификаций принципов воспитания целесообразно представить их в виде двух блоков 13, с. 24.
В первый блок входят традиционные принципы. К ним можно отнести: целенаправленность воспитательного процесса; единство и целостность воспитательного процесса; связь воспитания с жизнью, трудом; воспитание с опорой на положительное в ребенке; учет индивидуальных, возрастных и половых особенностей; единство уважения и требовательности; воспитание в коллективе.
Во втором блоке рассмотрим инновационные принципы: гуманизация воспитательного процесса; демократизация воспитательного процесса; культуросообразность воспитания; природосообразность воспитания; персонификация процесса воспитания.
3. Выписать разные определения понятия «личность», рассмотреть с разных позиций: с позиции педагогики, общественных наук, гуманистической концепции.
Понятие «личность» характеризует социальную сущность человека со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Оно включает в себя социальные свойства и качества, приобретаемые человеком в течение всей жизни. Личность – системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. 5, с. 193. Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего, уяснение самого понятия личности и в каком соотношении находится это понятие с родственным ему понятием человек.
Проблемы развития личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной психологии, педагогике и других наук.
Так С.Л. Рубинштейн считал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. С позиции А.Н. Леонтьева, возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Л.С. Выготский считал, что личность характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск и т.п.).
В понимании Л.И. Божович личность рассматривалась как (относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидуальных качеств, симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности) 5, с. 193.
В экзистенциальной гуманистической теории личности она выступает как уникальная, целостная система, которая представляет собой возможность самоактуализации. Главное в личности – устремленность к будущему, в реализации творческих потенциалов, укреплению веры в себя и возможность достижения «идеального Я».
4. Найти примеры, подтверждающие роль разных факторов развития и формирования личности.
Среди факторов, которые играют роль в развитии и формировании личности выделяются внутренние и внешние факторы. Внутренние факторы – это собственная активность личности, которая формируется посредством противоречий, интересов и иных мотивов, в процессе самовоспитании, общении и деятельности. Так, например, мотивированный человек может легче добиться успеха, так как будет прилагать больше волевых усилий для достижения своей цели, тем самым развивая данную сторону своей личности.
Что касается внешних факторов, то к ним относятся макро-, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бордовская Н.В. Педагогика. учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – СПб: Питер,2000. – 304 с.
2. Введение в общую психологию: курс лекций: учебное пособие для вузов по спец. психология / Ю. Б. Гиппенрейтер. − М.: Омега-Л, 2006. − 336 с.
3. Дрозд, К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования: воспитательный аспект : учеб.-метод. пособие / К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. – 324 с.
4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник; Рекомендовано УМО / Г. М. Коджаспирова. - М.: Кнорус, 2010. - 744 с.
5. Краткий психологический словарь / ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский; ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Издание 2-е, расширенное, исправленное и дополненное. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 512 с.
6. Немов Р. С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640 с.
7. Общая психология /под ред. Петровского А.В. – М.: Наука, 2014. – 374 с.
8. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с.
9. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
10. Проектирование воспитательного пространства: теория и практика: Методические рекомендации/ Н. И. Комарова, Е. А. Иванаевская. – Самара: СИПКРО, 2004. – 18 с.
11. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов : учебное пособие для студентов вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. – 365 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2001 – 720 с.
13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 280 с.
14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие; сост. О.В. Сухомлинская. – М: Педагогика 1990. – 288 с.
15. Таланчук Н.М. Системно-ролевая концепция школьного воспитания– Казань, 1991. – 87 с.
16. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Наука, 1998. – 236 с.
17. Фахрутдинова, А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США, конец XX века: Диссертация … канд. пед. наук.: 13.00.01 / Анастасия Викторовна Фахрутдинова. – Казань, 2001. – 170 с.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru/
catalog.aspx?CatalogId=2588.
19. Фурманов И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. - Минск: Технология, 2000. -100 с.
20. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. – М. 2011. – 98 с.
21. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Академия, 1993. – 336 с.
22. Шамова Т. И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление/ Т. И. Шамова, Г. Н. Шибанова. – М.: ЦГЛ, 2003. – 200 с.
23. Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника // Учитель. – 2004. – № 5. – С. 12-17.
24. Якобсон, М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80–90 гг. XX века: Диссертация … канд. пед. наук.: 13.00.01. – Ставрополь, 1997. – 151 с.