Фрагмент для ознакомления
2
В возрасте двух лет пережил потерю обоих родителей, некоторое время провел в детском доме, в дальнейшем был взят под опеку и воспитывался престарелой бабушкой. Отношения с бабушкой бывали напряженными – происходили частые мелкие конфликты.
Клиент успешен в карьере, имеет стабильную работу, находится в коллективе в течение четырех лет, отношения с коллегами оценивает как ровные, деловые с нечастыми разрешимыми противоречиями, в целом стабильные и положительные, но без эмоциональной вовлеченности. Дружеских отношений ни с кем из коллег не имеет.
Клиент склонен к психосоматическим заболеваниям, подвержен тревоге и депрессивному настроению.
В последнее время часто задумывается над смыслом своего существования. Ощущает свою нереализованность в отношениях, болезненно оценивает отсутствие романтических отношений и глубоких дружеских связей.
Клиент имел несколько периодов отношений длительностью не более года, отмечает, что все они заканчивались из-за конфликтов, по его оценке, из-за завышенных требований партнера, вторжения в его личное психологическое пространство, неспособности конструктивно разрешить конфликт, накопления эмоциональной напряженности.
Изучение анамнеза клиента и беседы с ней позволили сделать следующие предположения:
1) гипотеза генеральная – ввиду того, что клиент успешен в рабочей среде, способен выстраивать межличностное взаимодействие на уровне делового сотрудничества, его страх перед внешним миром и ожидание агрессии продиктованы иррациональными психологическими установками. Например, травмирующим переживанием потери родителей и ощущения безопасности в родительской семье, что подорвало доверие к миру и сформировало представление о нем как о враждебной среде, которое закрепилось с возрастом.
2) гипотеза рабочая – существует зависимость между напряженностью и страхом в отношениях с внешним миром и общим подавленным эмоциональным состоянием.
После первой консультации с клиентом заключен контракт о том, что для решения его запроса он выполняет ряд заданий и пройдет несколько консультаций. Консультант, в свою очередь, составляет программу коррекции, в соответствии с которой будет вести клиента.
Проблемное поле клиента:
- недоверие к миру;
- ожидание агрессии;
- неприятие близких доверительных отношений.
Проект психокоррекционной программы опирается на следующие принципы:
1. Принцип единства коррекции и диагностики.
2. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
3. Деятельностный принцип коррекции.
4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
Обоснование блока диагностического и коррекционного материалов
Для решения задачи № 1, поставленной перед программой, необходимо применить диагностические методы и методики:
1. Тест Шкала доверия (Д. Йек, Б. Ротштейн, русская адаптация – А.Л. Свенцицикий) – позволит оценить уровень проблемности сферы отношений с миром.
2. Биографический анализ – даст возможность определить, что послужило формированию у клиента недоверия и ожидания агрессии.
3. Наблюдение – даст оперативные ответы, как чувствует себя клиент, какие изменения психологического состояния происходят, как реагирует на него рассказ о своей проблеме и собственные предположения о причинах сложившейся ситуации.
Для решения задач №2 и 3 – применение активного слушания, обращение с дополнительными вопросами поможет клиенту осознать причины отказа от углубления партнерских отношений.
Для решения задачи № 4 планируется использовать следующие методики:
1. Когнитивно-поведенческая терапия – целью данной терапии является устранение причин, которые могут вызвать затруднение в межличностных отношениях, формирование паттернов поведения, помогающих построить здоровые границы личности и доверительный
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Булюбаш И.Д. Руководство по гештальт-терапии. – М.: Психотерапия, 2011. – 768 с.
2. Райгородский Д.Б. Психодиагностика взрослых. – М.: Бахрах-М, 2015. – 704 с.
3. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия. Исцеление души и тела. – М.: АСТ, 2018. – 352 с.