Фрагмент для ознакомления
2
сада как радостного события в жизни ребенка.
Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. «Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию»
Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.
Первая сложность для ребенка в период адаптации – это остаться без родителей с «чужими людьми». При этом не играет роли, что родители рассказывали ребёнку о том, какие хорошие воспитатели будут у ребенка. Поэтому для педагога важно установить эмоциональный контакт с ребенком, стать человеком его ближайшего окружения. Но воспитатель не родственник и субординация, безусловно, должна присутствовать.
В работе с родителями педагогам ДОУ необходимо:
1. Установить тесный контакт с родителями, который позволяет снять напряжение, тревожность за ребенка, сориентировать родителей на активное взаимодействие.
2. Принимать активное участие в жизни семьи.
3. Всегда находить время, чтобы поговорить с родителями.
4. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности, помогать развивать свои умения и таланты.
5. Информирование родителей о процессе протекании адаптации (родительское собрание, индивидуальные беседы, стендовая консультация).
6. Выстраивание совместного индивидуального плана адаптации ребенка, вырабатывание единых требований к нему»
Правильный подход со стороны родителей, на наш взгляд, должен быть таким: ребенку объясняют, что он идет в детский сад не потому, что должен или это необходимо родителям, а потому что у него есть возможность весело провести время. Он будет проводить время в отличной от домашней обстановки, играть со сверстниками, приобретать различные навыки продуктивной деятельности. То есть рисовать, лепить, петь, танцевать. Все это и многое другое ребенку удобнее делать в специальных условиях дошкольного учреждения, ведь для этого и создаётся развивающая среда.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении.
При проведении режимных моментов важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку, так как не у всех детей одинаково сформированы навыки самообслуживания, а дети не должны ждать. Помощник воспитателя здесь должен оказывать необходимую помощь, например, если одни дети помыли руки или оделись, то они не ждут остальных, а садятся за столы и получают завтрак. Дети, которые не успевают быстро одеваться, должны тратить столько времени на одевание, сколько им нужно, таким образом, соблюдается принцип постепенности привыкания к режимным моментам детского сада. Чтобы привыкание к режимным моментам проходило быстрее, родители должны и в домашних условиях стараться только оказывать помощь детям, а не полностью одевать детей, поскольку это способствует развитию самостоятельности у детей.
Родителям необходимо хвалить и поощрять ребенка за проявления его самостоятельности. В психике ребенка формируется самосознание и первичная самооценка, поэтому в период адаптации ребенку необходима поддержка и одобрение со стороны взрослых. Психологические возрастные особенности детей - «кризис трех лет» - приходится учитывать и в период адаптации внимательно и с уважение относиться к формированию личности ребёнка.
Игровая деятельность – ведущая деятельность у детей дошкольного возраста, и эту психологическую особенность тоже необходимо использовать. Воспитатели сразу вовлекают детей в игру. Отводя ребенка в детский сад, родителям рекомендуется говорить ребенку не фразу «ты там побудешь недолго, я за тобой приду», а лучше «ты поиграешь, а я постараюсь поскорей присоединиться, и продолжим игру вместе» или «расскажешь о том, в какую игру ты играл, дома поиграем» и так далее. В игре ребенок воссоздает воображаемые ситуации и легко справляется со сложностями окружающей действительности.
В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т. д., а также стереотипов общения.
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптации применяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока: поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей; нервно психическое развитие; черты личности.
С опорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детский сад, в который фиксируются ответы родителей во время беседы.
Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного учреждения влияет ряд факторов: возраст ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень родительской опеки. Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой ограничивается словами: «Тебе там будет хорошо!». Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.
В семье родители для ребёнка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.
В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребёнку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребёнка – также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.
На основе анализа изученной литературы логично заключить, что необходимыми условиями успешной адаптации ребенка к ДОУ являются: согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.
Успешность дошкольного учреждения определяется психолого-педагогических основ взаимодействия педагогов и семьи. Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Необходима семейная поддержка или четкая ориентация на проблемы семьи: обучение и оказание помощи специалистов.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с ним в игры.
Показать больше