Фрагмент для ознакомления
2
М. Мид. Чамбули: пол и темперамент
Антрополог Маргарет Мид в 1935 году нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге «Пол и темперамент», в которой представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее.
В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей.
Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола.
До начала работы с чамбули исследователи успели изучить другие племена и на момент выбора чамбули как объекта они находятся в затруднительном положении: полученные данные выглядят спорными, из них сложно сделать однозначный вывод о социальной обусловленности гендерных ролей в этих обществах.
«Лишь теперь, после того как мы поработали с двумя культурами, в которых, как я полагала, мне не удалось найти ничего действительно интересного для решения той проблемы, с которой я прибыла в поле, чамбули дали мне некоторую модель. Точнее, они дали мне недостающее звено,
2
идею, сделавшую возможным новое истолкование всего того, что мы уже узнали», - пишет сама Мид.
Чамбули – народ, проживающий на берегу озера, совершенно не похож на два других племени, изученных Мид. Подобно западным народам, они считают, что мужчины и женщины отличаются по темпераменту, однако их представления о сексуальных ролях, по существу, противоположны нашим стереотипам.
Знакомство с племенем начинается с изучения архитектуры их жилья – ранее Мид уже сделала вывод об огромной значимости организации строений и расселения аборигенов для их социальной организации.
В исследовании отмечается, что для народности свойственно строительство мужских домов сложной конструкции и поселение плотными группами.
Часты сравнения культуры чамбули с культурой ятмулов – автор отмечает, что поведение их сходно, но ятмулы уже отошли от сложных строительных конструкций и их язык более прост и приспособлен для межплеменного общения – настолько, что и сами чамбули в общении с ятмулами пользуются их языком.
Поселение расположилось на берегу озера и выглядело процветающим, его жители активно поддерживают торговые отношения с соседями.
У чамбули нормативные отношения между мужчинами и женщинами обратны тем, какие характерны для европейской культуры. У чамбули деятельны и энергичны женщины. Они руководят деловой стороной жизни и очень легко кооперируются при выполнении каких-нибудь работ в большие группы.
У каждой женщины свой глиняный очаг, имеющий форму большого горшка с многоярусным орнаментом на нем. Этот «горшок» вставляется в кольцо, сплетенное из ротанга. Женщины носят с собой свои очаги и ставят их в больших домах, предназначенных для расселения нескольких семей, всякий раз, когда предстоит какая-нибудь совместная работа.
Женщины племени чамбули ведут все дела: ловят рыбу, занимаются ткачеством, торгуют, в то время как мужчины украшают себя, увлекаются любительским искусством и тратят время на обдумывание праздничных церемоний.
Рефлексия
Исследование представляется крайне важным для понимания социальной роли личности и той тесной связи, которая существует между исполняемой ролью и требованиями общества, к которым личность приспосабливается.
Вместе с исследователями мы приходим к выводу, что существуют некие предопределенные черты человеческого темперамента, но для каждого свои – без строгого деления на мужские и женские. При этом любой человек может проявлять и мужские, и женские качества в зависимости от того, как требует от него себя позиционировать общество.
В самом общем смысле человек искусственно «подгоняет» свою личность под тот стереотип, который предлагает ему общество, и важно отметить, что эти стереотипы в разных обществах могут быть совершенно противоположны.
Показать больше