Фрагмент для ознакомления
1
1. Охарактеризуйте черты классицизма, романтизма или реализма в произведениях русской литературы (на примере пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума») 3
2. Дайте определение эпоса и эпических жанров. 5
3. Опишите идейно-художественное своеобразие произведения XIX века (по выбору). 5
4. Раскройте сюжет, конфликт и композицию пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». 7
5. Охарактеризуйте систему образов в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». 8
6. Какое стихотворение А.Блока относится к теме «страшного мира»: 10
7. Рубеж ХХ – ХХI вв. характеризуется развитием: 10
Список используемой литературы 11
Фрагмент для ознакомления
2
1. Охарактеризуйте черты классицизма, романтизма или реализма в произведениях русской литературы (на примере пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
В пьесе «Горе от ума» сохраняется единство места, времени и действия – трех категорий, характеризующих классицизм.
Действие происходит в течение одних суток в доме Фамусова.
Формально в пьесе есть одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин». Однако эта линия не единственная.
Любовный конфликт перекрывается конфликтом общественным – Чацкий и фамусовское общество, т.е. появляется вторая сюжетная линия. Любовный конфликт в пьесе разрешен, а общественный нет, он выходит за рамки действия, что не характерно для классицизма.
Грибоедов сохраняет традиционные для классицизма амплуа.
Любовный треугольник: Софья – героиня, Молчалин – удачливый любовник, Чацкий – неудачливый, Фамусов-отец находится в неведении о том, что происходит, Лиза-горничная – наперсница Софьи.
Классицистична композиция комедии: четыре действия, в экспозиции Лиза (второстепенный персонаж) дает характеристики основным действующим лицам, дает зрителю представление о происходящем, третье действие – кульминация, четвертое – развязка. Но в пьесе достаточно мало характерных для классицизма длинных монологов, нетипичен финал : порок не наказан, герой не торжествует, а покидает дом Фамусова.
В этой удивительной пьесе можно найти и черты романтизма. Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу, косному, ханжескому. Это противостояние во всем: в отношении к богатству, чинам, службе, образованию, крепостному праву, иностранным влияниям. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий» (И.А.Гончаров).
Для романтизма характерен трагический пафос. Своеобразный трагизм есть и в пьесе Грибоедова.
Гончаров говорил о роли Чацкого как о «страдательной»:
«Чацкий сломлен количеством силы старой».
Но в то же время он и победитель, т.к. за ним правда будущего. Как и любой романтический герой, Чацкий одинок
(«… в многолюдстве я потерян, как не свой»).
С романтическими тенденциями связан и мотив изгнанничества героя
(«Все гонят, все клянут! Мучителей толпа»).
Герой появляется в доме Фамусова после длительного путешествия и опять покидает Москву, испытывая «мильон терзаний»
(«… пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!»).
Финал комедии трагичен, а не смешон.
Реализм в комедии
В пьесе действительно более двадцати персонажей, а не пять – десять как в классицизме. Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных.
Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Так, Фамусов – типичный московский барин. Однако его образ индивидуален: он искренне любит свою дочь и желает ей счастья, он не лишен чувства юмора. Неоднозначен и образ Софьи: она способна на сильное чувство, в то же время именно она пускает убийственную сплетню о сумасшествии Чацкого. Неоднозначны и остальные герои комедии. В этом и проявляются черты реализма.
В тексте пьесы много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства.
А. С. Грибоедов стоял у истоков новых веяний русской драматургии. В комедии ярко, точно и мастерски соединяются черты разных литературных направлений – классицизма, романтизма и реализма, основного конфликта эпохи – «века нынешнего и века минувшего».
2. Дайте определение эпоса и эпических жанров.
Эпос – это один из трёх (наряду с лирикой и драмой) родов литературы, описывающий масштабные исторические и социальные события, разворачивающиеся на протяжённом пространстве или времени.
Эпические жанры - жанры, образующие особый род литературыры - эпос или эпическую поэзию. Основными признаками их служат повествование о внешних по отношению к автору явлениях жизни и сюжетность.
3. Опишите идейно-художественное своеобразие произведения XIX века (по выбору).
«Бедные люди» — первое оригинальное печатное произведение русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского, написанное в 1844—1845 годах и впервые опубликованное с авторским жанровым подзаголовком «роман» 21 января 1846 года
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бахтин М.М. Эпос и роман (О методологии исследования романа) // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000.
2) Белинский В.Г. Петербургский сборник // Белинский В.Г. Собр. соч.: в 3 т. М.: ОГИЗ, 1948.
3) Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. С. 161
4) Борисов Ю.Н. «Горе от ума» и русская стихотворная комедия (у истоков жанра). - Саратов : Изд-во Саратовского университета. 1978. - 104 с.