Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия наблюдается резкое увеличение объемов информации в обществе вообще и информации, используемой на предприятиях и в организациях, в частности. Это связано со все возрастающими темпами развития науки и техники, появлением новых технологий, быстрой их изменяемостью, активным накоплением теоретических знаний и практического опыта.
Влияние информации и информационных технологий на развитие российской экономики настолько велик и значим, что в рамках теории и практики выделяют информацию в самостоятельный ресурс, фактор производства, а информационную политику разрабатывают и внедряют государственные и региональные органы управления. Информацию изучают и анализируют с позиций товара, стратегического ресурса, а информационные отношения – как товарные отношения и базу для развития всего комплекса социально-экономической сферы.
Современный период установления рыночных отношений во всем мире характеризуется переходом от общества индустриального к информационного. Информационное общество – это новый социально-экономическое и информационный феномен, исторически особый тип человеческой цивилизации, основанной на знаниях, опыте и новых стандартах информационной культуры. Информационный рынок с точки зрения методологического анализа, следует рассматривать как систему экономических и социальных отношений в процессе воспроизводство общественного продукта. Это непосредственно продуктивная сила общества, фактор производства, общественное богатство, национальный и региональный стратегический ресурс, объект товарно-денежных отношений, среда формирования социокультурных связей.
Страны, которые все больше получают преимуществ в развитии информационного среды и имеют большой потенциал информационного рынка, приходят к радикальным изменениям в экономических, политических, социальных отношениях. Закономерность настоящего такова, что информация превращается в важный экономический ресурс, который становится одним из важнейших факторов производства, основой эффективного использования других видов ресурсов и предпосылкой эффективности всех видов деятельности.
В условиях рыночной экономики информация выступает как один из основных ресурсов, что обусловлено в первую очередь следующим:
• любой вид деятельности начинается с накопления комплекса определенных знаний и систематизированного опыта;
• оформление официальной хозяйственной деятельности предполагает регистрационные отношения с государством и местными органами власти, что выражается в информационных и документальных потоках;
• работа с поставщиками, потребителями, финансовыми институтами основывается на сборе, накоплении, обработке и непрерывном совершенствовании деловой информации;
• внутренняя среда предприятий и организаций строится на информации и ее активном развитии и использовании;
• рыночные отношения предполагают развитие маркетинга, рекламной деятельности, связей с общественностью.
Этот список можно продолжить и расширить подробным описанием непрерывного движения информации. Все это – информационная деятельность, направлена на достижение основных целей и решение задач научных исследований.
1. Роль и место информации в проведении научных исследований
В современном мире информация выполняет три функции: сырья, продукта и средств деятельности. Примером сырья является статистическая информация, продукта – книги, новости, средств деятельности – компьютерные программы. Информацию рассматривают как технологический феномен, непосредственно связанный с информатикой – комплексным междисциплинарным научным направлением, которое изучает модели, методы и средства сбора, хранения, обработки и передачи информации и играет решающую роль в экономике, основанной на развитых технологиях. На сегодня нет четкого, всеми признанного понятия информации.
История термина “информация” происходит от латинского informatio - разъяснение, изложение и изначально обозначало сведения, переданные людьми устным, письменным или иным способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т. д.). Примерно с середины ХХ в. слово "информация" становится общенаучным понятием, оно включает обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму .
И как мы можем заключить, одним из основных понятий кибернетики, конечно же, становится информация. Можно утверждать, что в общественном сознании информация превратилась в общенаучную категорию, стала одной из приоритетных общефилософских категорий. Первыми анализировать информацию как научную категорию начали в 20-х гг. ХХ ст. с точки зрения приема-передачи информации в технико-экономических и организационно-управленческих структурах математики и в области связи и телекоммуникаций. Следует отметить, что интенсивное изучение началось только с конца 40-х гг. 9 ХХ в. с появлением трудов К. Шеннона. В то время возникли так называемые математическая и статистическая (или шенноновская) теории информации, которые рассматривали количественные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информационный рынок / Ю.М. Арский, Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров и др. - 1996. - 293с.
2. Михнова И.Б., Пурник А.В., Антонова О.И. Библиотека и бизнес: Практические рекомендации, документы и материалы. - 1994. - 167с.
3. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое расширение и маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2000.-128с.
4. Родионов И.И. Информационные ресурсы для предпринимателей. - К.: Электронные знания, 1994. - 173 с.