Фрагмент для ознакомления
2
Глоссарий. Тема 1. Введение в психологию
Психика - Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Психика // Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Психоанализ - психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, а также чрезвычайно влиятельный метод лечения психических расстройств, основанный на этой теории. Psychoanalysis // Encyclopædia Britannica.
Бихевиоризм- систематический подход к изучению поведения людей и животных. Он предполагает, что всё поведение состоит из рефлексов, реакций на определённые стимулы в среде, а также последствий индивидуальной истории, таких как подкрепление и наказание, совместно с настоящим мотивационным состоянием индивида и контролирующими стимулами. Хотя бихевиористы, как правило, принимают важную роль, которую играет наследственность в предопределении поведения, они, прежде всего, фокусируются на средовых факторах. Mecca Chiesa. Radical Behaviorism: The Philosophy and the Science. — Boston: Cambridge Center for Behavioral, 1994-03-01. — 241 с. — ISBN 9780962331145.
Когнитивная психология - одна из ветвей современной психологии, занимающаяся изучением различных аспектов мыслительной деятельности человека. Когнитивная психология исследует умственные способности, зарождение мысли и языковых явлений, формирование сознания в его связи с языком. Когнитивная психология имеет комплексный характер. Она интегрирует в себе и собственно психологию, и теорию информации, и все, что связано с искусственным интеллектом и др. Данные когнитивной психологии широко используются в дидактике и методиках обучения. Линдсей П., Норман Д., Переработка информации у человека, пер. с англ., М., 1974;
Гуманистическая психология- направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Ярошевский М. Г. Гуманистическая психология.
Культурно-историческая концепция- представляет собой концепцию психического развития человека, разработанную в 20–30-е гг. ХХ века Л. С. Выготским при участии его учеников А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. Yasnitsky, A., van der Veer, R., & Ferrari, M. (Eds.) (2014). The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology.
Теория деятельности- школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Грэхем Л. Раздел книги «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе», посвящённый А. Н. Леонтьеву.
Субъект деятельности - это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда). Педагогический словарь .
Глоссарий. Тема 2. Психология познавательной сферы
Сенсомоторика - в переводе с латинского (от лат. sensus «восприятие») - категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция). Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002.
Рецептор- объединение из терминалей (нервных окончаний) дендритов чувствительных нейронов, глии, специализированных образований межклеточного вещества и специализированных клеток других тканей, которые в комплексе обеспечивают превращение стимулов внешней или внутренней среды (раздражителей) в нервный импульс. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.; Мозаика-Синтез, 2009. – 72 с.
Раздражитель - любое воздействие, происходящее внутри организма или оказываемое извне, которое приводит к каким-либо изменениям энергии и тем самым влияет на рецепторы нервной системы. Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.
Адаптация органов чувств- то изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Она уменьшает их чувствительность к повторяющимся или длительно (слабо, сильно) воздействующим стимулам. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с.
Сукцессивность восприятия- это линейная последовательность, линейная развёртка какого-либо процесса во времени. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.
Проприорецепция- это ощущение относительного положения частей тела и их движения у животных и человекa, иными словами — ощущение своего тела. Обеспечивается различными органами-проприорецепторами (в частности мышцами), информация с которых по крупным (поэтому быстропроводящим) нервным волокнам в составе периферических нервов и задних столбов спинного мозга поступает к ядрам центральной нервной системы и далее через таламус в теменную долю головного мозга, где формируется схема тела. Венгер Л.А, Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение , 1998 .- 144 с.
Образ- субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова И.М. и др.; Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
Запечатление- в этологии и психологии специфическая форма обучения; закрепление в памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Гризик Т.И. Ловкие пальчики.- М: Просвещение, 2007.- 54 с.
Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Дворова И.В., Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни.- МПСИ Модэк, 2007.
Анализ- в переводе с греческого языка («analysis») означает деление, расчленение – изучение и детальное рассмотрение чего – либо, основанное на делении предмета, разделении явлений на всевозможные составляющие. https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/analiz_v_psihologii/ .
Синтез- психический процесс объединения отображаемых предметов и явлений в единое целое; совместно с анализом обеспечивает формирование понятий и мышление. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. - М.: Академия, 2002. – 464 с.
Абстрагирование - отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результат абстрагирования — абстрактные понятия, например: цвет, кривизна, красота и т. д. Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет – М.: Дельта, 2001. – 159 с.
Сравнение- процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух (и более) объектов, выяснение, какой из двух (и более) объектов лучше в целом («интегральное сопоставление»), утверждение, что данные объекты равны или подобны, приравнивание, уподобление. Федоров Б. И. Логико-гносеологическая природа сравнения // Логико-философские штудии-2. Сб. статей. Под ред. С. И. Дудника, Я. А. Слинина.-СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 159—170.
Классификация- понятие в науке (в философии, в формальной логике и др.), обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т.д. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001. — С. 247. — ISBN 5-250-02742-3.
- 639 c.