Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Знание основ коммуникации, грамотная презентации себя в деловом и неформальном общении в современном мире обретают огромное значение. Современное общество, ориентированное на социальную активность и работу над своим социальным образом, требует от человека владения коммуникативными умениями на высочайшем уровне. Такие требования предъявляет и профессиональная деятельность, и любые творческие проекты, и сам процесс сосуществования в обществе с другими людьми.
Основами коммуникации человек начинает овладевать довольно рано, еще в дошкольном возрасте, и затем он регламентирует взаимодействие с окружающими в течение всей его жизни. Говоря о невербальной коммуникации, мы можем отметить, что ребенок осваивает ее даже раньше, чем речь.
От понимания уместности речи и богатства ее оформления напрямую зависит впечатление о человеке, его способность отстоять свою точку зрения, быть услышанным в коллективе, общее впечатление о работнике. Но зачастую, если речь не сопровождается умением грамотно сопроводить ее невербальными сигналами, впечатление теряется.
Потому вербальное и невербальное общение мы рассматриваем как сопряженные процессы, как специфическую область реализации коммуникативных функций человека, характеризуемую специфическими требованиями к подаче материала и выразительности.
Таким образом, актуальность исследования темы определяется высокими требованиями современного мира к умению самопрезентации личности и высокой востребованностью коммуникативных умений, в том числе невербальных.
Объект исследования: невербальная коммуникация.
Предмет исследования: специфика невербальной коммуникации в процессе социального взаимодействия.
Цель: теоретически исследовать особенности невербальной коммуникации и функционирования ее в различных ситуациях.
Задачи:
1. провести анализ теоретических подходов к изучению невербальной коммуникации;
2. изучить специфику свойств и функций невербальной коммуникации во взаимодействии;
3. обосновать возможности использования невербальной коммуникации для создания благоприятного образа личности.
Методологическую базу исследования составили работы О.А. Баевой, М.В. Колтуновой, А.Ф. Шустова и др.
Методы исследования: анализ психологической и лингвистической литературы по теме исследования, сопоставление данных.
Исследование состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы.
1. Специфика невербальной коммуникации
Одной из тенденций развития общества сегодня является интеллектуальная акселерация, «овзросление» образования, жесткие и обширные требования к личности по освоению огромных объемов информации. Усвоение школьной программы, постоянное повышение квалификации, овладение все большим материалом – вот задачи, которые ставит перед человеком общество, если он хочет быть успешным [1, 104].
При этом интеллектуальное развитие не является гарантом успешной социализации на всех возрастных этапах жизни. Нарушения эмоционального развития порождают проблемы социально-психологической адаптации, способности адекватно презентовать себя в социуме.
Неразвитые навыки общения: неумение интерпретировать жесты собеседника, вялые жестомимические проявления, неумение «считывать» информацию своего собеседника, бедность интонационной выразительности становятся причиной сложности в установлении контакта, общения со сверстниками, в результате чего, человек может быть не принят, изолирован или отвергнут.
А между тем, успешное становление отношений ребенка со сверстниками - важнейшее условие его развития. Для взрослого же человека – самопрезентация и способность понимать другого – важнейшее условие самореализации.
Для преодоления затрудненного общения можно использовать комплекс мер, одним из которых являются меры по развитию навыков невербального общения.
Таким образом, значимость невербальных средств общения в становлении навыков конструктивного взаимодействия с окружающими подчеркивает необходимость специальной работы по ознакомлению личности с их разнообразием и особенностями использования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. - М.: Народное образование, 1995. - 208 с.
2. Ахьямова И.А. Феноменология невербального общения // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 3, 201. - с. 24-36.
3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Учебное пособие. - 2-е изд., исправл. - М.: Новое знание, 2001. - 328 с.
4. Крюкова С.А. Символиз невербального общения в культуре. Множественность языков // Аналитика культурологии, № 19, 2011. - с. 125-126.
5. Крюкова С.А. Структура невербального общения // Аналитика культурологии, № 16, 2010. - с. 257-259.
6. Лабунская В.А. О смысловом пространстве невербального общения // Российский психологический журнал, № 3, 2014. - с. 93-109.
7. Филимонова И.С., Чигина Н.В. Невербальные коммуникации в межкультурном общении // Инновационная наука, № 11-2, 2016. - с. 133-135.
8. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. Учебник. - М.: Никколо-Медиа, 2002. - 313 с.
9. Шустов А.Ф., Осадчая О.А. Тренинг профессионально-ориентированных риторики, дискуссий и общения. Курс лекций. - Брянск: Брянский ГАУ, 2016. - 108 с.