Фрагмент для ознакомления
2
Введение
XX век, наряду с развитием средств массовой информации, принес в нашу жизнь массовую культуру. Массовая культура примерно с середины XX века становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Это в значительной степени обусловлено появлением у широкого слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, досуга, обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса. У людей все больше возникает потребность «убить время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана массовая культура, которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства.
В отличие от элитарной культуры, которая предназначается для небольшого слоя общества (элиты), массовая культура предназначена для всех, для широких слоев общества. Массовая культура окружает нас всегда и везде. Практически все мы в том или ином виде используем ее: слушаем эстрадную музыку, смотрим сериалы или боевики, читаем детективы и любовные романы.
В настоящее время ученые все чаще говорят о негативном воздействии массовой культуры на человека. Она мифологизирует человеческое сознание (в результате происходит отказ от рационального начала в сознании), стимулирует развитие потребительского сознания, формирует особый тип некритического восприятия. Все это создает «массового человека» - личность особого типа, которая достаточно легко поддается манипулированию.
Тема массовой культуры затрагивалась в трудах многих западноевропейских мыслителей. Одним из первых ее поднял еще Ф. Ницше. Затем к массовой культуре и массовому человеку обратились Х. Ортега-и-Гассет, Т. Адорно, К. Мангейм и др.
Немецкий философ и культуролог Герберт Маркузе (1898-1979) в своем творчестве уделял основное внимание критике современной массовой культуры и критике современного ему индустриального общества. При этом отдельно он останавливался на положении человека в массовой культуре, его концепция «одномерного человека» получила всемирную известность.
1. Г. Маркузе о современной массовой культуре
1.1. Критика культуры
Наиболее известными работами Г. Маркузе, в которых он рассматривал проблемы массовой культуры, являются следующие: «Онтология Гегеля и основы теории историчности» (1932), «Разум и революция. Гегель и становление социальной теории» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Одномерный человек» (1964), «Конец утопии» (1967), «Эссе о свободе» (1969).
С точки зрения критики массовой культуры наибольший интерес представляет его работа «Одномерный человек»: «Данное произведение является своего рода итогом развития «критической теории». В нем детально рассмотрены противоречия современного индустриального общества, вернее, Маркузе пытается нарисовать картину «развитого индустриального общества», в котором противоречия стерты, и общество, фактически, существует без оппозиции»
Культуру в целом Г. Маркузе понимает как некий процесс гуманизации. В ходе данного процесса предпринимаются коллективные усилия с целью защиты жизни человека. Культура должна сдерживать, смягчать борьбу за существование, стабилизировать интеллектуальное развитие человека.
Необходимо отметить, что философ различает понятия культуры и цивилизации. При этом под культурой понимаются основные ценности, на которые ориентируется то или иное общество. А цивилизация представляет собой материальный фундамент жизни общества. Культура и цивилизация находятся между собой в постоянном противоречии. Объясняется это тем, что ценности культуры постоянно противоречат реальному обществу. Реализовать эти ценности в обществе можно лишь частично.
Традиционно в культурологии культуру подразделяют на массовую и элитарную. Считается, что элитарная культура существовала с древнейших времен и ее потребляли всегда немногочисленные избранные слои общества или элита: знать, аристократы и т.п. Для основной массы людей элитарная культура была чуждой и малопонятной.
По поводу возникновения массовой культуры приводятся различные точки зрения. Некоторые ученые полагают, что массовая культура существовала с древнейших времен, и в качестве ее примера приводят гладиаторские бои в Древнем Риме. Другие придерживаются той точки зрения, что массовая культура возникает в XVIII в. и этому способствует появление приключенческого, авантюрного романа. Романы такого рода сразу стали популярными и привлекли широкие слои читателей. Примером такого романа может послужить «Робинзон Крузо» Д. Дефо. Однако, большая часть исследователей сходятся в том, что массовая культура появляется и приобретает широкое распространение именно в XX в. Ее появлению поспособствовал целый ряд факторов: возникновение и развитие СМИ; увеличения уровня доходов и как следствие повышение уровня жизни; появление свободного времени (досуга); повышение уровня грамотности населения и др.
Так же, как и большинство исследователей Г. Маркузе полагает, что в прежние времена культура всегда была предназначена для элиты, то есть для небольшой привилегированной части населения. Потреблять культуру могли только люди весьма состоятельные, имеющие значительный досуг или попросту удачливые. Идеалы высокой культуры жили сами по себе и достаточно редко оказывали существенное влияние на окружающую действительность. Для всей основной массы простых, непривилегированных людей ценности культуры были иллюзиями, несбывшимися надеждами.
В современном обществе высокая культура утратила прежнее значение. Маркузе полагает, что в настоящее время происходит не перерождение высокой культуры в массовую культуру, а опровержение культуры действительностью. В современном мире человек практически встал на место бога в том смысле, что ему удалось разрешить множество проблем и он может сделать больше чем культурные герои и полубоги.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горский Д. Феномен «одномерного человека» и медиатизация общества. // Общественные науки: Массовая коммуникация. ... Человек. Культура. Общество: материалы. IX научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов факультета философских и социальных наук БГУ. Минск, 18 апр. 2012 г. – Минск: БГУ, 2012. - С.15-16
2. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. - М.: ACT: Астрель, 2011. – 382 С.
3. Маркузе Г. Одномерный человек. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/docs/markuze_odnomerny_chelovek.pdf Дата обращения: 15.05.2020
4. Стоян А.А. «Клиповое мышление» через призму «одномерного человека» Герберта Маркузе. // Научный журнал КубГАУ. – 2015. - №114(10). – С.2-14
5. Хинтибидзе Ц.Ч., Горозия В.Е. Маркузеанская критика западной цивилизации. // Человек. Государство. Глобализация, Выпуск 3 / Сборник философских статей. Под ред. В.В. Парцвания. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. - C.279-295.