Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Маркетинг представляет собой обширную и разностороннюю деятельность предприятия, включающую разнообразные бизнес-процессы. Маркетологи выполняет огромное количество функций и задач, ориентированных на аналитику деятельности компании и поиск путей повышения ее эффективности. Каждое направление деятельности маркетолога связано с цепочками действий и управленческих решений, ориентированных на анализ конкурентного окружения, потребностей целевой аудитории, особенностей коммуникационных каналов.
Понимание трендов развития рынка и потребительских предпочтений, а также использование потенциала предприятия позволяет создавать новые продукты и осуществлять их дистрибуцию максимально эффективно.
В связи с этим целью исследования является анализ рынка соковой продукции и создание нового товара.
Задачи исследования:
- анализ рынка соковой продукции,
- оценка потребительских предпочтений,
- создание нового продукта,
- разработка концепции упаковки и коммуникаций с целевой аудиторией.
Предмет исследования – анализ рынка соковой продукции.
Объект исследования – рынок соковой продукции.
Информационная база исследования: отраслевые отчеты, публикации экспертов, учебная и методическая литература.
Методы исследования:
- анализа и синтеза,
- комплексный и системный подход,
- моделирования,
- анализ открытых источников, размещенных в Интернет-ресурсах,
- открытые данные компаний-производителей отрасли,
- дедукции и индукции.
Исследовательский вопрос – возможность создания нового продукта, востребованного на рынке соковой продукции.
Ожидаемые результаты:
- выявлена концепция создания нового продукта,
- описана концепция нового продукта,
- представлен вариант коммуникаций с потребителями.
Степь изученности данной темы достаточно высокая, что обусловлено интересом к ней со стороны предпринимателей, ученых, экономистов, менеджеров разного уровня, а также потребителей соковой продукции
Структура исследования обусловлена его сложностью и представлена двумя разделами.
1.Анализ отрасли
Отрасль производства соков является одной из крупнейших в отраслевом кластере производство и продажи товаров народного потребления. Напитки (соки) относятся к первоочередным человеческим потребностям, поэтому уровень спроса на продукцию достаточно высокий и относительно постоянный (если не учитывать сезонность).
Определяющими факторами, оказывающими влияние на отрасль, являются:
- снижение реальных доходов и покупательной активности населения вследствие спада в экономике;
- рост уровня цен на сырье и издержки производства в условиях ослабления курса национальной валюты;
- усиление конкуренции со стороны региональных производителей и за счет развития собственных торговых марок крупных федеральных сетей;
- смещение потребительского спроса в сторону более полезной и недорогой продукции;
- отсутствие сильного отечественного бренда, который мог бы конкурировать с рыночными монополистами такими, как Кока-Кола и Пепси;
- насыщение низкого ценового сегмента, в котором конкурируют российские производители, и усиление борьбы за потребителя между ними.
Отрасль уже длительный период времени не показывает положительной динамики роста, что обусловлено достижением максимальной емкости и ее стагнацией. В ней можно выделить три основных категории: соки, нектары, сокосодержащие напитки.
Вход в отрасль достаточно сложный так как требуются большие вложения в строительство завода, а в категории производства воды – наличие скважины или источника.
С каждым годом требования к качеству воды и напитков повышается, что усложняет вход в отрасль. Поэтому новые участники рынка появляются редко.
Можно сказать, что отрасль стагнирует, динамика проявляется только в изменении структуры производства видов напитков (вызванные трендами потребления) и структуры продаж (значительное увеличение продаж в сетевом канале).
В настоящее время в отрасли выделились несколько крупных лидеров, которые занимают значительную долю федерального рынка, такие как Coca-Cola и Pepsi-Cola (более 75,3% рынка), российские производители ООО «Аквалайф», ООО «Вико», ООО «Бобимекс», ООО «Мастер», ООО «Лидер», ООО «Волжанка» и другие. Вышеперечисленные компании относятся к категории производителей и продавцов одновременно, так как имеют своих производственные площадки и систему продаж.
Помимо них на рынке работает большое количество компаний, которые занимаются только развитием дистрибуции напитков.
Структура продаж представлена:
- производителями,
- федеральными розничными сетями,
- региональными розничными сетями,
- дистрибьюторами,
- несетевой розницей,
- интернет-магазинами.
К участникам отрасли можно отнести:
- производителей компоневтики для напитков,
- производителей проформы и стеклотары, упаковки, колпачков, ручек
- производителей этикетки.